Разновидности свечей зажигания, их отличия

Какие и для какого двигателя

При выборе следует особое внимание обращать виды свечей зажигания. Для бензиновых двигателей выбирают зажигания, а для дизельных двигателей — накаливания.

Различают три типа электродов:

  1. стандартные,
  2. иридиевые,
  3. платиновые.

Стандартные разновидности свечей зажигания имеют вдвое меньшую прочность, чем иридиевые. Лучшими, но и одновременно самыми дорогими, в настоящее время доступными на рынке являются свечи, изготовленные из платины. По словам производителей, срок их службы определяется пробегом 100 000 километров. Следует также помнить, что от количества и формы электродов зависит их долговечность и характеристика работы двигателя. Поэтому, выбирая свечи для бензинового автомобиля, следует убедиться в том, какие требования имеет двигатель (одноэлектродная или многоэлектродная), а затем проверить, соответствует ли она критериям из каталога данного продукта или проконсультироваться с механиком.

Виды свечей зажигания

Основные параметры

К основным параметрам, можно отнести:

  • Тепловое значение, которое определяет способность свечи к отводу тепла.
  • Диаметр резьбы, который чаще всего составляет: 18, 14, 12 или 10 мм. Стоит отметить, что в современных двигателях четкая тенденция к уменьшению диаметра резьбы, что связано с экономией места в цилиндре (потому что по сравнению со старыми конструкциями необходимо оставить место для дополнительных клапанов и топливной форсунки).
  • Длина резьбы стандартной свечи зажигания 19 или 26,5мм. Современные виды имеют резьбу намного длиннее. Это связано с тем, что современные головки из сплавов алюминия менее надежны, чем те, которые выполняются из чугуна. Большая толщина стенок отверстия головки снижает риск срыва резьбы.
  • Размер ключа связан в определенной степени с диаметром резьбы – очень часто, чем больше диаметр резьбы, тем больше размер ключа. Наиболее часто применяются размеры: 20.7, 16 и 14. Иногда, помимо типичного шестигранного корпуса, можно встретить и другие формы резьбы.
  • Количество боковых электродов: 1, 2, 3 или 4 – стоит отметить, что не обязательно большее количество электродов определяет лучшую свечу, то есть, оптимально подходящую для данного типа двигателя. Материал покрытия электрода – это чаще всего хороший проводник, например, медь, никель, платина, иридий.
  • Расстояние между электродами – слишком большое не может обеспечить искру (так называемые „пропуски зажигания”), слишком маленькое может затруднить запуск теплого двигателя и ограничивает энергию искры. В зависимости от типа и применения, интервал должен составлять от 0,3 до 1,3 мм.
  • Значения моментов затяжки в зависимости от диаметра резьбы составляет от 10 до 30 Нм. В случае ввинчивания свечей, используемых крутящий момент, затягивание должно быть слабее, потому что металлическая прокладка корпуса уже не является такой эластичной.

Другие параметры включают, например, использование экранированного резистора, резьбы нестандартной длины, назначения для нестандартных двигателей.

Свечи зажигания

Топ-10 хороших свечей зажигания

Bosch FR7DCX

Открывают наш рейтинг свечи отечественного производства, разработанные квалифицированными немецкими специалистами. Данная продукция характеризуется тем, что она изготавливается из редкого сплава никеля и иттрия, благодаря чему центральный электрод приобретает высокую надежность. Это позволяет обеспечить достаточно продолжительный период эксплуатации изделия. Легирование стали происходит в автоматическом режиме, за счет чего качество сборки каждой модели находится на высоте. Иттрий позволяет увеличить эффективность зажигания, к тому же этот элемент позволяет понизить расход горючего.

Менять такие свечи придется не слишком часто, поэтому они лучше всего подойдут для автомобилей, в двигателях которых затруднен доступ к этой продукции. Модель превосходно подойдет для многих отечественных и иностранных марок, с ее помощью можно в полной мере раскрыть потенциал двигателя. Электрод является довольно тонким – это позволяет понизить скорость износа и сделать эксплуатационные качества свечи намного выше. Расстояние между электродами составляет 0,9 мм – этого вполне достаточно для того, чтобы обеспечить стабильную искру и полное сгорание топливной смеси в цилиндре. Для автоматических коробок переключения передач подходит не очень хорошо, лучше всего свеча показывает себя в ручной коробке.

Ещё: Топ-10 лучших незамерзаек для авто, как выбрать незамерзающую жидкость для автомобиля?

Преимущества:

  • Долговечность;
  • Универсальность;
  • Искра стабильная;
  • Хорошее соотношение цены и качества;
  • Приемлемая стоимость.

Недостатки:

  • Не очень хорошо показывают свои возможности в двигателях с автоматической коробкой передач.

Bosch FR7DCX свечи зажигания

Beru Z193

Это довольно популярные свечи зажигания, которые отличаются достаточно низкой стоимостью. Они способны уверенно прослужить от одного технического обслуживания до другого. Особо высоких результатов ждать от них не приходится, однако эти изделия характеризуются стабильной работой в том числе и на высоких оборотах двигателя. Для любителей быстрой езды они вряд ли подойдут, однако для среднестатистического автолюбителя окажутся оптимальными. Это одноэлектродная конструкция, поэтому служить будет несколько меньше по сравнению с многоэлектродными. Из-за низкой цены их не подделывают, поэтому можно быть уверенным в приобретении оригинала.

Искровой зазор не слишком большой, за счет чего удается запустить двигатель даже с подсевшим аккумулятором, однако это приводит к уменьшению мощности искры. Если бензин в моторе будет не очень высокого качества, это в конечном счете приводит к спорадическим пропускам воспламенения, особенно, если на двигатель приходятся значительные нагрузки. Центральный электрод несколько утоплен, из-за чего вентиляция искрового промежутка затруднена, соответственно, там начнет возникать нагар.

Преимущества:

  • Приемлемая стоимость;
  • Можно запускать двигатель даже в случае, если аккумулятор подсел;
  • На рынке нет поддельной продукции;
  • Хорошо подходит для автомобилистов, не допускающих пиковых нагрузок на двигатель.

Недостатки:

  • Невысокая мощность искры;
  • Электрод утоплен, из-за чего образовывается нагар.

свечи зажигания Beru Z193

Denso K20TXR

Это свечи японского производства, обладают никелевым покрытием, за счет которого они устойчивы по отношению к эрозии и обладают продолжительным периодом эксплуатации. Боковые электроды обладают ровной штамповкой, припаяны идеально, перекосов не наблюдается. Это позволяет обеспечивать стабильность образования искры, пониженный расход горючего. Высокое качество изготовления позволяет свечам проработать вплоть до 40 тысяч километров пробега даже в случае, если будет использоваться горючее не очень высокого класса.

Зазор между электродами не слишком большой, что позволяет обеспечить образование хорошей искры даже, когда напряжение в электрической сети автомобиля не очень высоко. Свечи вместе с иридиевым покрытием обработаны платиной, отличаются простой конструкцией.

Преимущества:

  • По стоимости вполне приемлемы, даже несмотря на то, что при их изготовлении используются драгоценные металлы;
  • Период эксплуатации значительно выше по сравнению с более дешевой продукцией;
  • В продаже можно найти модификации, подходящие для большинства моделей транспортных средств, работающих как на бензине, так и на дизельном топливе;
  • Свечи автоматически очищаются на высоких оборотах двигателя;
  • Очень плотное уплотнительное кольцо, что сокращает расход масла;
  • Резьба надежная.

Недостатки:

  • На холостом ходу двигатель лучше не держать, на свечах начинает образовываться нагар;
  • Приходится регулировать штатный зазор перед заменой свечей.

Denso K20TXR

NGK BKR6EK (2288)

NGK BKR6EK (2288) фото

Эти свечи зажигания имеют в своей конструкции два электрода, что является оптимальным для большинства видов двигателей. Они являются универсальными, то есть подойдут как для автоматической, так и для ручной коробки переключения передач. Однако некоторые водители автомобилей с автоматической коробкой жалуются, что обороты набираются не слишком быстро. Это продукция японского производства, некоторые владельцы машин отзываются о них не слишком лестно, однако это связано с тем, что на рынке присутствует большое количество контрафактной продукции, отличить которую от оригинальной зачастую бывает практически невозможно.

Стоимость подобной продукции вполне приемлемая, однако подобные свечи зажигания характеризуются весьма продолжительным периодом эксплуатации – порядка 30 тысяч километров пробега. Изделия имеют иридиевое покрытие, это позволяет нормализовать расход бензина вне зависимости от его качества. Если же заливать в бензобак высокооктановое горючее, пробег можно увеличить вдвое – вплоть до 60-65 тысяч километров. Этот вариант является оптимальным для водителей, которые стремятся обеспечить стабильную и исправную работу двигателя, особенно на средних оборотах.

Ещё: Топ-10 лучших подогревателей двигателя

Преимущества:

  • Можно найти практически в каждом магазине автомобильных запчастей;
  • Если продукция оригинальная, то качество на высоте;
  • Искра очень стабильная;
  • Продолжительный период эксплуатации;
  • Прекрасный вариант для относительно нового двигателя;
  • Обладает надежным изолятором центрального электрода. Даже при большом пробеге он не будет давать трещину.

Недостатки:

  • На прилавках много контрафактной продукции;
  • Эти свечи зажигания довольно чувствительны по отношению к качеству горючего.

NGK BKR6EK (2288)

Bosch Platinum WR7DP

С точки зрения устройства центрального электрода данные свечи зажигания представляют собой уникальную продукцию. Сердечник довольно тонкий, он изготовлен таким образом, что находится практически заподлицо с изолятором, сделанным из керамических материалов. Это позволяет придать искре вид плазменного разряда, который будет стабильно себя вести даже при условии слабого напряжения в электрической сети транспортного средства. Свечи характеризуются долговечностью – от одной замены до другой автомобиль может проехать вплоть до 55-60 тысяч километров. Подобных показателей удается достичь во многом благодаря наличию платинового напыления.

Качество производства находится на высоте, как и большинство изделий немецкого производства. Из-за того, что эти свечи являются достаточно популярными на рынке, их достаточно часто подделывают, однако контрафакт определить очень легко – по качеству изготовления изолятора, уменьшенному расстоянию между электродами и ряду других факторов.

Преимущества:

  • Оригинальная конструкция центрального электрода;
  • Искра имеет вид плазменной дуги;
  • Приемлемая стоимость;
  • Хорошо работает даже при низком напряжении;
  • В продаже встречаются модификации на различные марки и модели автомобилей.

Недостатки:

  • Несколько повышается расход топлива;
  • На рынке довольно много контрафактной продукции.

Bosch Platinum WR7DP

Brisk Extra Dr15Tc-1

В нашем обзоре лучших свечей зажигания года это первая продукция, которая обладает несколькими электродами, что в значительной степени повышает эффективность работы изделия. К сожалению, данная продукция окажется по карману далеко не всем владельцам транспортных средств. Однако эти свечи характеризуются великолепными показателями в области эксплуатации и оригинальностью формы. Данная модель отличается интересной формой боковых электродов, которые несколько опущены по отношению со срезом стержня. В результате генерируемые искры проходят к центральному электроду по всей длине открытой части, поэтому топливно-воздушная смесь, подаваемая в цилиндр двигателя, будет воспламеняться довольно быстро.

Такие свечи позволяют в значительной степени сэкономить горючее. Они обладают превосходным изолятором, который не будет растрескиваться в процессе эксплуатации. Благодаря оригинальной конструкции данные свечи практически никогда не подделывают.

Преимущества:

  • Прекрасное качество производства, никаких дефектов на свечах найти не удается;
  • Вполне приемлемая стоимость;
  • Превосходная система защиты от искровой эрозии;
  • Свечи хорошо сопротивляются возникновению коррозионных процессов;
  • На гайке находятся довольно широкие шлицы;
  • Достаточно большой срок службы для продукции, не имеющей покрытия из благородных металлов.

Недостатки:

  • Зазор отрегулировать не слишком удобно, так как боковые электроды имеют повышенную прочность;
  • Если двигатель работает на сжиженном газе, двигатель работает не на полную мощность.

Brisk Extra Dr15Tc-1

Denso PK20PR-P8

Являются одними из лучших в плане сопротивляемости износу – этого эффекта производитель сумел достичь во многом благодаря применению пластиковой напайки. Она присутствует как на центральном, так и на заземляющем электроде. Технология изготовления является целиком автоматизированной, свечи зажигания изготавливаются на японских заводах. Контроль за соблюдением качества очень строгий. В конструкции предусмотрено два электрода, за счет чего зажигание двигателя может производиться даже в случае низкого уровня положительного заряда. Такие свечи прекрасно подходят для российских условий, так как двигатель будет с легкостью заводиться даже при низких температурах.

Использование платинового напыления позволяет добиться еще одного немаловажного положительного эффекта – свечи хорошо сопротивляются возникновению эрозийных и коррозионных процессов. Платина повышает показатели устойчивости по отношению к механическим нагрузкам. Такие свечи способны снизить расход горючего, в продаже можно найти изделия, разработанные для многих марок и моделей двигателей.

Преимущества:

  • Продолжительный период эксплуатации;
  • Высокое качество изготовления;
  • Приемлемая стоимость.

Недостатки:

  • Для машин марки Renault не слишком подходящий зазор между электродами.

Denso PK20PR-P8

Свеча зажигания Beru Ultra-X 79

На третьем месте нашего обзора лучших свечей зажигания расположилась данная модель, характеризующаяся превосходными потребительскими качествами, что нашло свое отражение в положительных отзывах потребителей. Эти свечи великолепно подойдут как для бензиновых или дизельных двигателей, так и для автомобилей, работающих на сжиженном газе. Стоит отметить, что производитель изначально заявлял, что эта продукция не будет функционировать в моторах, где в качестве топлива используется газ, однако пользователи утверждают об обратном.

Ещё: Топ-10 лучших фаркопов, как выбрать фаркоп для авто правильно?

У свечи имеется четыре электрода, которые по-разному удалены от сердечника: два из них обладают зазором 0,8 мм, все остальные отстают от него на 1,2 мм. Это позволяет добиться устойчивости искры при различных условиях эксплуатации транспортного средства, в частности, она будет достаточно стабильной, даже когда изолятор сильно закоптился. В результате выходит имитация поверхностного разряда при стандартном исполнении.

Преимущества:

  • Среди многоэлектродной продукции данная продукция является наиболее экономичной;
  • Токсичность выхлопа минимальная;
  • Даже если электроды сильно загрязнены, искра получается весьма надежной;
  • Работающий двигатель начинает издавать меньше шума;
  • Хорошо показали себя в моторах на сжиженном газе.

Недостатки:

  • Нет возможности установить необходимый зазор в зависимости от спецификации транспортного средства.

Свеча зажигания Beru Ultra-X 79

NGK BKR6EIX (6418)

NGK BKR6EIX (6418) фото

Это продукция с иридиевым напылением, по своему качеству она в значительной степени превосходит большинство аналогов. Межэлектродный зазор здесь составляет 0,8 мм. Такие свечи зажигания оптимально подойдут для нового двигателя, в котором расход масла практически не ощутимый. Уменьшенный зазор позволяет получать стабильную искру, поэтому мотор будет заводиться даже в случае, если аккумулятор практически полностью разряжен. Ресурс работы довольно долгий – он может достигать порядка 50 тысяч километров. Если же в бензобак заливать высокооктановый бензин, то этот показатель может возрасти вплоть до 65 тысяч. Особой разницы по сравнению с недорогими свечами в плане экономии расхода топлива здесь не ощущается, однако срок службы у этой модели значительно больше.

Электродов здесь два – один центральный, второй боковой. Этот вариант хорошо подойдет для автолюбителей, которые заинтересованы в том, чтобы двигатель работал стабильно и исправно. Качество сборки очень высокое, причем продукция хорошо сопротивляется возникновению эрозии и коррозии, что позволяет сделать срок службы еще больше.

Преимущества:

  • Можно найти практически в каждом магазине запчастей;
  • Долгий срок службы;
  • Электроды покрыты иридием;
  • Качество изготовления высокое.

Недостатки:

  • Высокая стоимость, однако она с лихвой компенсируется качеством производства и продолжительностью службы.

NGK BKR6EIX (6418)

NGK B9Eg-3530

Признанный лидер среди всех свечей зажигания, имеющихся на российском рынке автозапчастей. Сегодня подобная продукция устанавливается на большинство новых автомобилей, которые только сходят с конвейера. Бракованных изделий вовсе не встречается. Искра достаточно мощная, что позволяет обеспечивать воспламенение топливно-воздушной смеси даже низкого качества. Электрод имеет никелевое покрытие, благодаря чему свеча работает стабильно в течение всего своего периода эксплуатации.

Производитель рекомендует менять свечи через каждые 30 тысяч километров, однако при использовании бензина с высоким октановым числом этот показатель может возрасти почти вдвое. Свечи не накапливают на поверхности нагар, хорошо выдерживают физические и термические нагрузки, плотно входят, благодаря чему значительно снижается расход масла, также удается добиться некоторой экономии горючего.

Преимущества:

  • Продолжительный срок службы;
  • Высокое качество изготовления;
  • Стабильность искры;
  • Экономия масла и горючего.

Недостатки:

  • За исключением высокой цены не обнаружено.

NGK B9Eg-3530

Тепловое значение

Это один из немногих „невидимых”, но очень важных параметров, определяющих, какие бывают свечи зажигания и, в какой степени, они отводят тепло от двигателя. Когда свечка хорошо отводит тепло, следовательно, она меньше нагревается, называется „холодной”. Если она отводит тепло в небольшой степени (сохраняя его) и больше нагревается – в этом случае говорится, что она „горячая”.

Коэффициент ценности тепла обозначается в виде цифрового кода. К сожалению, каждый производитель используют свои различные обозначения. Например, по данным компании NGK, чем выше значение коэффициента ценности тепла, тем свеча более „холодная”.

В свою очередь, производитель Bosch имеет обратную нумерацию, в которой, высокое числовое значение соответствует „горячей”, а низкое „холодной”.

Правильное тепловое значение

Правильно подобранное тепловое значение позволяет работать электродам при оптимальной температуре, которую можно определить на уровне 450 – 850о С. Тогда возникает явление самоочистки электродов.

  1. Когда свечка слишком „холодная” — это явление не возникает и электрод покрывается нагаром, который затрудняет или даже делает невозможным появление искры.
  2. Когда свечка слишком „горячая” — высокая температура может привести к возникновению детонационного сгорания и плавлению электродов.

Непосредственное влияние на эффективность отвода тепла имеет длина нижней части изолятора, называемого конусом. Чем она длиннее, тем свеча больше нагревается.

Главной задачей свечей зажигания является инициирование воспламенения топливно-воздушной смеси в камере сгорания двигателя. От ее бесперебойной работы зависит запуск двигателя, его равномерное действие, производительность, диапазон оборотов и расход топлива.

Чаще всего на каждый цилиндр приходится одна свеча. Встретить можно, однако, и другие технические решения. Например, в двигателях Alfa Romeo Twin Spark используются два экземпляра на цилиндр.

Стандартные свечки зажигания подлежат замене каждые 20000 — 30000 км. Платиновые и иридиевые аналоги меняют даже после 100000 — 120000 км пробега. При замене необходимо придерживаться рекомендаций производителя в отношении стоимости и видов свечей, используемых в автомобиле.

Конструкция свечей зажигания

Характеристики свечей зажигания

Свеча зажигания – устройство для поджига топливовоздушной смеси в камере сгорания ДВС с помощью пламени электрической высоковольтной искры.

Устройство описывать множеством слов не имеет смысла, так как оно хорошо понятно по иллюстрации.

Конструкция современной свечи зажигания. Обратите внимание на местонахождение резистора. Проверить его можно только внешними измерениями

Основные характеристики:

  • Размер зазора между электродами (искрового зазора (ИЗ));
  • Момент затяжки;
  • Диаметр, шаг и длина резьбы, размер «под ключ»;
  • Калильное число.

Вспомогательные характеристики:

  • Материал центрального электрода;
  • Численность боковых электродов;
  • Долговечность;
  • Бренд.

Характеристики расставлены нами в соответствии с приоритетом для пользователя, который устанавливает свечи самостоятельно, или если это делают его знакомые под наблюдением хозяина авто.

Зазор на свечах зажигания

Расстояние между электродами – самый главный показатель, а регулировка зазора на свечах зажигания – финишное мероприятие перед их установкой в колодцы ГБЦ. Если зазор не отрегулирован, нет уверенности в точности его размера – их придётся выкрутить и всё привести к норме.

Фрагмент каталога свечей зажигания NGK. Значение искрового зазора указано чётко, независимо от конструкции. У «Iridium» зазор тоже необходимо регулировать!

Увеличенное искровое расстояние закончится пробоем вторичной обмотки и выходом из строя недешёвой высоковольтной катушки зажигания. Сближение электродов на меньшее номинального расстояние ведёт к преждевременному воспламенению топливовоздушной смеси. Отклонения размера межэлектродного промежутка, как в одну, так и в другую стороны, ведёт к нарушению работы двигателя, повышенному нагарообразованию и повреждению элементов цилиндро-поршневой группы, что впоследствии неизбежно потребует дорогого ремонта.

Внимание! Номинальное значение ИЗ для данного мотора обязательно указано в каталогах.

Если собираетесь использовать каталог Beru, то следует взять его полную версию, так как в «карманной», для экономии места, содержатся лишь артикулы. Многие свечи имеют нужную нам информацию на одном из торцевых лепестков крышек коробочек.

Важно знать, что одна и та же свеча на различных двигателях может иметь разный зазор.

Например, известная многим российская А17ДВРМ на ВАЗ-2103 = 0.7 мм, MMC 4G13 = 0.8 мм, а на Hyundai/Kia G4JP = 1.1 мм. В то же время, на одном и том же двигателе свечи разных производителей могут иметь отличающийся искровой промежуток.

Например, A17ДВРМ на BMW M20B25 = 0.7 мм, на нём же Denso W20EPR-U = 0.8 мм, а на моторе MMC 4G37 всё по-другому: A17ДВРМ = 1.1 мм, а Denso W20EPR-U = 0.8 мм.

Для регулировки искрового зазора применяются круглые и плоские щупы, специальные щупы-монетки и карманные наборы щупов с регулировочными ключами. На новых, ещё не работавших свечах зажигания, межэлектродное расстояние можно измерять, как круглыми, так и плоскими щупами. Но если свечи уже поработали, их пробег составляет более 5000 км, применять для замеров следует только круглые щупы.


Наборы щупов для измерения и (при наличии ключей) регулировки искрового зазора любых свечей зажигания
В качестве альтернативы можно воспользоваться свёрлами соответствующего диаметра, предварительно проконтролированного микрометром. В процессе эксплуатации, плазма, образующаяся в эпи искры, из-за выбивания молекул с поверхности бокового электрода, приводит к образованию небольшого углубления, которое увеличивает искровой промежуток. Точно измерить это расстояние становится возможным только с помощью круглого в сечении предмета.

Свечи новёхонькие — нормально и плоским щупом. Свечи «поработали» — только круглым!

Круглые щупы, а особенно их наборы с регулировочными ключами – лучшие спутники водителя и автомеханика. С их помощью привести свечи в порядок можно всегда. Щупы-монетки полезны лишь для черновой, грубой регулировки зазора, т.к. не в состоянии обеспечить должный уровень точности. Плоские щупы хороши для работы с новенькими, только что вынутыми из коробки изделиями.

Щуп-монетка. Он хорош только для «чернового» измерения зазора и его регулирования. У этого щупа есть старая и славная история, о которой мы ещё расскажем

Приведение искрового промежутка к номиналу производится путём сгибания или разгибания боковых электродов (если это предусмотрено конструкцией). Гнуть их лучше всего специальными «П-образными» ключами. Для отжатия можно использовать шлицевую отвёртку часового типа, предварительно наклеив на её зев слой тонкого скотча. Приближают боковой электрод к центральному обычно постукивая по нему медным молоточком или прижимая к деревянной колодке, взявшись пальцами за рёбра изолятора. При этом следует соблюдать аккуратность и прилежание – сломать всё что угодно здесь очень легко.

Момент затяжки свечей зажигания

Момент затяжки тоже не зря указан на упаковке и о нём отдельно говорится в каталогах. Если «сила есть – ума не надо», то бездумным поворотом ручки свечного ключа «до характерного треска» двигатель легко отправить на ремонт сорванной резьбы в ГБЦ. Чтобы умерить пыл разбушевавшихся в сознании «тараканов», каждая свеча зажигания снабжена уплотнительным кольцом разового действия с тарированным усилием смятия. Его роль не только в обеспечении герметичности, но и в удержании момента затяжки на необходимом уровне в течение одного витка резьбы. Если усилие будет расти и дальше, то кольцо уже не спасёт. Поэтому заворачивать свечи следует только с применением динамометрического ключа, головки с индикатором усилия, или, в случае отсутствия того и другого, с максимальным чувством меры.

Любой динамометрический ключ — лучший друг автослесаря. Особенно при установке свечей зажигания (не повторяйте ошибок, после которых — ремонт ГБЦ!)

ЛАЙФХАК Резьбу свечи зажигания перед завинчиванием в ГБЦ полезно покрыть тонким слоем графита с помощью обойного карандаша (так он называется в одном из крупносетевых строительных супермаркетов). Графит одновременно электропроводен и химически аморфен. Его микроструктура представляет собой чешую. Обработав им резьбу, будет 100% уверенность в том, что через 30000 км пробега в самых суровых условиях, свечу можно будет легко вывернуть.

Карандаш, который способен сослужить добром не только строителю, но и автослесарю! … может в «авто» — даже больше!)))
Автор этой статьи, в бытность работы автослесарем-мотористом, еженедельно измельчал пару грифелей карандашей до состояния порошка, помещая его в отслужившую свой срок пудреницу, обмазывая графитом резьбовую часть каждой устанавливаемой свечи.


Графит от стержня карандаша — лучший лубрикант для резьбы свечи: никогда не пригорит, и легко отвинтится после 100К. Проверено!

Графитовые смазки для этих целей лучше не применять – содержащиеся в них связующие вещества в процессе эксплуатации будут плавиться, окисляться, и способны намертво пригореть к виткам резьбы, уничтожив весь позитивный эффект присутствия графита.

Присоединительные размеры свечей зажигания

Резьбы и размер «под ключ» для легковых автомобилей имеют мало разновидностей. Преимущественно это М14х1.25 мм для шестигранников «14» или «16». Мотоциклетную экзотику с «19» и раритетные изделия для «ЗиСов», «Эмок» и «Побед» с «21» брать во внимание не будем. Если свечи в колодцах – следует строго соблюдать размер ключа, но когда она снаружи (это тоже диковинка), то можно поэкспериментировать. Однако есть два неизменных параметра – длина резьбы и форма опорной поверхности (плоская или коническая). Здесь любой отход от артикула грозит неприятными последствиями. Поэтому – успокоить желания и обратиться к перечню.

Калильное число (КЧ) свечей зажигания

Это – несистемная, условная, ненормированная и не имеющая стандарта величина степени передачи тепловой энергии корпусом свечи металлу головки блока цилиндров.

Каждый производитель в праве назначать своим изделиям любую градацию калильных чисел, какую захочет и каковая ему удобна. Есть несколько брендов, значения КЧ которых соответствуют друг другу, но это скорее исключение, чем правило. Суть в том, что калильное число для владельца авто и автослесаря – абсолютно бесполезная цифирь, которую «увидеть — забить и забыть». Эту характеристику мы включили в «основные» из-за важности для изготовителя, но не для пользователя. Главный критерий остаётся незыблемым – артикул в каталоге производителя.

Наглядная демонстрация изменения калильного числа от конструкции свечи зажигания. У производителя законная и полная свобода для его обозначения. Нам — всё равно смотреть в каталог)))

Другое дело, что вокруг калильных чисел возникает множество кривотолков. Любители «прохватить», у которых в машине педаль газа большую часть времени находится в нижнем положении, часто считают, что их «болидам» нужны свечи «похолоднее», что поднимет мощность (съёрничаем: — «Ха–ха–ха!»). «Дачники» тоже регулярно распускают мозг, позволяя дурным мыслям настаивать на установке более «горячих», ибо они, мол, будут работать в щадящем режиме и тем самым экономить топливо. «Горячие» и «холодные» – термины сравнительные и воображаемые, а главное – никак не связанные с реальным физическим процессом.

Ведь конструкция свечи и прилегающего к ней места ГБЦ никак не зависят от стиля езды эксплуататора, зато напрямую связаны со смесеобразованием, зажиганием и сгоранием в камере, как и последующим охлаждением, находящимися в строгом балансе. Любое вмешательство рассогласовывает эту гармонию, и в конце концов приводит к ремонту двигателя. Поэтому, снова: артикул в каталоге – главный ориентир выбора.

Иридиевые свечи зажигания и обычные

Материал центрального электрода – модная тема. Иридиевые свечи зажигания NGK нынче в фаворе – реклама поддерживает позитивный имидж хвалебных отзывов пользователей. Справедливости ради заметим, что девайсы от Bosch, Champion, Denso и др. не менее совершенны. Плюсы иридиевых свечей налицо – теоретический ресурс до 100000 км в идеальных условиях, прекрасная самоочищаемость и др. Минус один – высокая цена (речь не идёт о подделках). Всё это неоднократно испытывалось и подтверждалось испытаниями российских и международных СМИ.

Свеча зажигания NGK IK20TT (есть такие же у других брендов) — и для 1.4/75л.с., и для 3.5 TurboTwin / 620 л.с.

Присоединимся к их выводам:

  • Если ежегодный пробег автомобиля менее 20000 км, то использование иридиевых свечей не имеет смысла;
  • При пробеге более 30000 км в год их применение оправдано с финансовой и практической точек зрения.

Испортим радужную картину зарисовками из реальности: в нашей родной стране бензин слишком низкого качества, чтобы продукты высоких технологий смогли показать себя в полной мере. Достаточно одной-двух заправок контрафактным бензином, содержащим несусветные ингредиенты, чтобы самые совершенные свечи потребовали срочной реанимации корщёткой, ибо их супер’самоочищаемость может не сдюжить с яростным нагаром.

Здесь мы не можем взять смелость что-то советовать, кроме как заправляться на брендовых АЗС – там хоть какой-то контроль. В самом деле – вы без труда отыщите на Youtube видео с независимыми тестами, во время которых вместо обещанного «95-го» в бак авто лилась «бодяга» с октановым числом от «80» до … «108». Последняя цифра радовать не может, так как возникает вопрос – а бензин ли это?

Мы удалили наименования брендов с иллюстрации! Но от этого что-то изменилось в лучшую сторону?

Всё это остро ставит вопрос про долговечность свечей зажигания. Если хозяин машины жлобски экономит на качестве топлива, то здесь перестаёт играть роль технологическое совершенство свечей зажигания – даже иридиевые проживут ненамного дольше обычных.

Разумному владельцу современного «железного скакуна», который знает толк в технике и экономике, мы можем посоветовать:

  • «Обычные» свечи зажигания превентивно менять при 15-20 000 км на одометре;
  • Иридиевые, иттриевые и прочие платиновые изделия обновить, когда почувствуется «грусть» в динамике, что может начаться после 40-60 000 км.

Разумеется, это не более, чем совет. Сказать что-либо утвердительное можно, лишь уверовав в глобальное улучшение качества бензина. Но предпосылок для этого найти трудно, поэтому хочется надеяться, что всё останется хотя бы на нынешнем уровне.

Количество электродов свечи зажигания

Развеем миф о количественности боковых электродов, мол – чем их больше, тем лучше. Это абсолютно не так. Многоэлектродные свечи зажигания, с тремя, четырьмя и большим их числом появились для поддержки прогрессивных процессов смесеобразования и зажигания в камерах сгорания, обеспечиваемых «продвинутыми» системами многопорционного и непосредственного впрыска топлива, как и впускными коллекторами Swirl, закручивающими поток поступающего в цилиндры воздуха.

Два, три, четыре … а может и один большой и два — три маленьких … Осторожно! Не факт, что подойдёт для вашего движка

В двигателях «старой школы», особенно карбюраторных, такие «зажигалки» не возымеют никакого позитивного эффекта. Может это и есть, но на уровне самовнушения. Аксиома в том, что, вне зависимости от количества электродов, искра всегда проскакивает между двумя.

Однако, в современных «пламенных сердцах» с высоким КПД и процессами, проходящими с прецизионной точностью, многоэлектродные свечи «у себя дома». Интересно, что некоторые производители, например — Eyquem, успешно применяет так называемую «несимметричную» многоэлектродность (один большой боковой электрод и несколько маленьких) для применения в тяжёлых условиях эксплуатации (читай: Россия))) на моделях, в которых изначально подразумевалось применение обычных двухэлектродных девайсов. Но правило актуально и здесь: только каталог подскажет верный выбор.

Маркировка

Это обсуждения не требует, так как каждый изготовитель волен маркировать свечи, как ему захочется. Единая общемировая система отсутствует. Только в России по неизвестным причинам решили ввести ГОСТ Р 53842-2010, в соответствии с которым отечественные СЗ обязаны иметь строгий буквенно-цифровой код, в котором «зашито», что продукт «для автомобилей», с такой-то посадочной поверхностью, имеет сякое калильное число и так вплоть до номера разработки. Получается длинная и труднопроизносимая последовательность, удивляющая тем, что в каталог смотреть всё равно придётся. И, как изделие не назови, хоть «Чебурашкой», а в авто устанавливать придётся исключительно этого симпатягу, а не «Крокодила Гену».

Как устроена свеча зажигания

Принцип действия не изменился с момента изобретения, но, тем не менее, производители все время пытаются превзойти друг друга, используя новые технологии и материалы для производства. Каждая, имеет похожее строение. Чем отличаются свечи зажигания показано на следующем рисунке.

Типы массовых электродов:

а – стандартный, с выпуклым конусом изолятора, b – стандартный ведущий, c – одна сторона, d – два боковых электрода, e – два боковых электроды в закругленной форме, f – три боковых электрода, g – четыре боковые электрода, h – платиновый центральный электрод, i – платиновый наконечник, j – платиновые концы обоих электродов, к – платиновые наконечники двух боковых и центрального электрода, l – платиновый центральный электрод.

Как часто менять свечи зажигания

Как мы уже знаем, свечи обычных конструкций «ходят» до замены примерно 20-30 000 км, платиновые и иттриевые – около 30-50 000 км, а лучшие иридиевые сохраняют свойства до 70-100 000 км. Однако эти цифры больше ориентированы на эксплуатацию в нормальных условиях, близких к щадящим, с использованием качественного бензина или хотя бы «условно качественного».

Однако, любой российский водитель/автовладелец наверняка адекватно воспринимает реальность, и понимает, что горючее может быть разбодяжено чем угодно – от ослиной мочи до компонентов ракетного топлива на абсолютно любой, даже брендовой АЗС. Сбыт контрафактного бензина — очень прибыльное дело, поэтому в нём беспредельно и бесстрашно правят криминал и коррупция. Защитить двигатель родного автомобиля от плохого горючего крайне трудно, но можно.

Увы, на войне низкокачественного бензина и совершенства техники, атаки противника первыми принимают на себя свечи зажигания.

ЛАЙФХАК в наших условиях о смене обычных следует задуматься после 15000 км на одометре, содержащие драгметаллы к 40000 км лучше обновить, а «Iridium» могут «потухнуть» в районе 60000 км. Причём, одной-двух заправок туфтовым коктейлем (тем более, если бензобак имеет ёмкость более 60 литров) достаточно для смертельного уничтожения самых стойких СЗ.

И в этом нет ничего удивительного, если исследование нагара после посещения солидной брендовой АЗС, расположенной в паре километров от Кремля, и последовавших после этого перебоев в работе движка, обнаружило, что его цвет – кислотно-зелёный с салатовым отливом, а при увеличении мощной лупой специалисты были удивлены игольчатой (!) микроструктурой шлака.

Как Вы понимаете, свечи тогда пришлось срочно заменить — счистить с электродов это чужое «инопланетное» вещество не смогла даже мощная корщётка. Так что к преждевременной кончине свечей надо быть готовым и воспринимать это, как гнев судьбы.

Чем отличаются: стандартная, иридиевая и платиновая свеча

Стандартные – оснащены электродом из сплава никеля. Обеспечивают эффективную работу привода и низкий расход топлива. Сплав ионной никелевой аккумуляторной свечи характеризуется высокой жизнеспособностью, а стандартно используемая в таких вариантах медная сердцевина электрода хорошо отводит тепло, а также предотвращает свечу от тепловой перегрузки. К тому же — это самая дешевая из возможных вариантов разновидность.

Иридиевые – это вид, в котором сейчас применяются высококачественные технические решения. Такие свечи имеют наконечник центрального электрода из сплава иридий. Применение этого металла связано с его особенностями, ибо иридий один из самых твердых металлов и характеризуется высокой устойчивостью к коррозии. Применение иридия несет и другие преимущества. Благородный металл позволяет выполнять более тонкий стержень электрода – даже 0,4 мм. Это, в свою очередь влияет на уменьшение напряжения зажигания и, кроме того, улучшает распространение фронта пламени зажигания в камере сгорания. Из-за применения новейших технологий этот вид стоит дороже. Однако цену компенсирует в два раза больший срок службы.

Платиновые – характеризуются очень длительным периодом эксплуатации. Применяемые в центральном электроде платиновые пластины обеспечивают постоянную мощность даже в самых сложных условиях.

Такой электрод более тонкий, чем стандартный. Цена платиновых свечей выше, чем у стандартных аналогов. Платиновые элементы идеально подходят для автомобилей, работающих на газе. В этом случае срок их службы даже в четыре раза выше, чему обычных.

Особенности и параметры при подборе свечей зажигания

Начнем с того, что неправильно подобранные свечи зажигания могут стать причиной увеличенного расхода топлива, снижения мощности двигателя, ухудшения разгонной динамики. В некоторых случаях могут возникнуть симптомы калильного зажигания и другие неполадки, так как процесс воспламенения смеси с несоответствующими данному типу ДВС свечами зажигания становится отличным от нормального, что негативно влияет на общее состояние мотора, стабильность работы двигателя и моторесурс силового агрегата.

Как известно, свеча зажигания предназначена для воспламенения топливно-воздушной смеси в камере сгорания. Воспламенение происходит от электрической искры, которая образуется между электродами свечи во время пропускания через нее тока высокого напряжения.

Для разных типов двигателей свечи зажигания изготавливаются с учетом ряда особенностей, главными из которых принято считать:

  • материалы изготовления свечей зажигания;
  • калильное число свечей зажигания;

Указанные параметры являются основными для производителей двигателя, которые рекомендуют тот или иной тип свечей применительно к конкретной модели и марке авто. Наиболее значимой характеристикой при подборе свечей по марке и модели автомобиля является физический размер свечи, а также калильное число. Под калильным числом следует понимать эффективность теплоотдачи свечи зажигания.

Нормальной рабочей температурой свечей зажигания является показатель от 500 до 700 градусов Цельсия. При такой температуре на электродах и других элементах свечи не происходит образование нагара, так как избытки попадающего в камеру сгорания моторного масла полностью выгорают на изоляторе и электродах. Другими словами, реализуется процесс самоочищения свечи зажигания, который необходим для нормальной работы устройства на протяжении запланированного срока службы.

С учетом калильного числа свечи делятся на так называемые «холодные» и «горячие». Простыми словами, калильное число свечей зажигания является параметром, который предполагает нагрев свечи за определенное время до такой температуры, когда топливно-воздушная смесь будет воспламеняться самопроизвольно. В отдельных случаях мотор некоторое время работает после того, как зажигание было выключено. Указанное явление называется «дизелинг» и также может быть вызвано неправильно подобранными свечами.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое «дизелинг» бензинового двигателя. Из этой статьи вы узнаете о причинах, признаках, способах определения и последующего устранения данной неисправности.

Если сказать иначе, при КЗ (калильное зажигание) воспламенение смеси будет происходить не от искры зажигания в точно заданный момент, а от контакта с разогретой свечей зажигания. В случае возникновения калильного зажигания процесс сгорания смеси становится неконтролируемым и имеет разрушительные последствия для двигателя, частично напоминая детонацию или вызывая эффект «дизелинга».

Как выбрать подходящие свечи

Подбор правильного типа свечи зажигания — это очень важный момент. Ибо универсальных вариантов не бывает. Для каждой модели автомобиля присваиваются специальные виды. Именно такие должны устанавливаться в автомобиле. Наиболее точными источниками информации о том, какие продукты надо применять, служат инструкции по эксплуатации автомобилей, а также каталоги производителей.

Отдельные компании имеют различные способы обозначения своих продуктов, поэтому перед покупкой лучше проконсультироваться с продавцом. В точках продаж продавцы с удовольствием посоветуют, какие типы можно применять для данной модели автомобиля и помогут сделать правильный выбор вида и производителя. В ассортименте представлены свечи в разных ценовых категориях, практически, всех производителей: Beru, Bosch, Denso, NGK.

Свечи зажигания могут отличаться друг от друга размером – формой резьбы, корпусом, стандартом исполнения, значением тепла и типом используемых электродов. Следует также обратить внимание на то, каким топливом питается ваш двигатель. Это может быть бензин, газ или дизельное топливо. Все эти параметры определяют правильный выбор.

В случае старых автомобилей, работающих на бензине, можно позволить себе выбрать самое дешевое решение — стандартные свечи. Также подойдут более дорогие и прочные иридиевые и платиновые варианты, которые используются в большинстве автомобилей после 2000 года выпуска. Если Ваш автомобиль питается газом, отличным выбором станет покупка типа, приспособленного к этому виду топлива.

Что подходит для дизельного двигателя

Отличия свечей зажигания имеют дизельные двигатели – для них используются свечи накаливания. Они служат только для запуска привода в начальной стадии работы до момента предварительного нагрева двигателя. Время нагрева свечей накаливания бывает разным и составляет от 3 до 30 секунд. Большинство используемых в современных дизелях, после 3 до 5 секунд разогревается до температуры 900 градусов по Цельсию. Трудно определить пробег, после которого необходимо произвести их замену.

В старых автомобилях, о повреждении и необходимости замены, дадут о себе знать проблемы с запуском даже при положительных температурах. В новых конструкциях водителю облегчает задачу вездесущая электроника, которая сообщает о неисправности свечей. Механики рекомендуют производить замену свечей не реже, чем каждые 100 тысяч км, хотя, как показывает практика, во многих случаях они работают гораздо дольше.

Если свеча накаливания долгое время повреждена, на ней накапливается нагар и в результате могут возникнуть проблемы с извлечением свечи. Для этого может понадобиться демонтаж всей головки.

Советы специалистов

  • Подбирая свечи, не руководствуйтесь только ценой, но и типом. Иридиевые или платиновые виды имеют в несколько раз больший срок службы, чем у стандартных свечей и большую долговечность.
  • Старайтесь не покупать свечей, которые не являются дизайнерскими. Это слишком важная деталь для двигателя авто, чтобы на ней экономить.
  • Не подбирайте их самостоятельно. Лучше всего в этом вопросе обратиться к специалисту, который подберет специальную свечу для вашего автомобиля.
  • Лучше не меняйте свечи самостоятельно. Хотя действие и кажется простым, следует иметь в виду, что корпус закручивается с достаточной силой (моментом).
  • Никогда не устанавливайте в автомобиле использованные свечи, не меняйте их по отдельности. Когда необходима замена, меняйте сразу весь комплект

Правильный подбор свечей зажигания очень важен и положительно влияет на увеличение срока службы всей системы зажигания. Это происходит за счет снижения уровня высокого напряжения, генерируемого в системе зажигания до расхода топливной смеси. До наступления холодного времени года пользователи автомобилей с бензиновыми и газовыми двигателями следует позаботиться об исправности системы зажигания.

Даже минимальные повреждения могут не давать никаких симптомов летом, но способны вызвать проблемы с осенью и зимой.

Ссылка на основную публикацию
Похожее