Зажигание от скутера на Яву
Плюсы и недостатки установки зажигания от скутера на мотоцикл Ява. Расскажем что понадобиться для установки такого зажигания. И по шагам рассмотрим процедуру замены.
Владельцы мотоциклов Ява, в частности, модели 634, не понаслышке знают, сколько мучений может принести родной генератор. Это горелые провода, отсутствие нормального головного света и вечные проблемы с зажиганием. Чтобы этого избежать, можно установить зажигание от скутера на Яву и забыть про свои проблемы.
Плюсы зажигания со скутера на Яве 634:
- Стабильная работа головного света;
- Возможность завести мотоцикл даже при разряженном аккумуляторе;
- 12 вольт;
- Установив зажигание cdi на Яву, вы получаете встроенную корректировку угла опережения зажигания;
- Более стабильная работа всех систем, связанных с электричеством;
- Относительная простота переоборудования мотоцикла.
- Стоимость полного комплекта переоборудования;
- Необходимо переделывать всю электрику на 12 вольт;
- Требуется наличие особых навыков, например, знания электропроводки мотоцикла.
Электрооборудование мотоцикла
Несмотря на высокое качество сборки и долговечность основных узлов и агрегатов, за техническим состоянием мотоцикла необходимо было постоянно следить.
В частности, требовалось регулярное техническое обслуживание:
- Аккумуляторной батареи;
- Системы зажигания;
- Системы подачи топлива;
- Системы смазки.
Производитель наглядно указывал в документации на узлы, требующие постоянного внимания
Аккумулятор
На мотоциклах чехословацкого производства устанавливалась фирменная АКБ TREPCHA 6А5. Ее обслуживание сводилось к:
- Проверке уровня электролита в каждом элементе;
- Проверке его плотности (номинальная величина — 1,26 г/см3);
- Зарядке АКБ при снижении разряда на клеммах ниже допустимых (в полностью заряженой напряжение составляет 7,8—8,1 вольт). Зарядку аккумулятора производят током 0,6 А.
Аккумулятор TREPCHA 6А5 устанавливался под сиденьем
Проводка
Схема проводки Ява 634 6в также требовала пристального внимания от владельцев.
В частности:
- Все провода необходимо осматривать время от времени, и в случае обрыва или повреждения изоляции отремонтировать либо заменить.
- Проверять свечной провод. При появлении трещин в изоляции или на защитных колпачках провод следовало заменить.
Справочно: в трещинах изоляции скапливалась грязь и служила мостиком утечки тока, что влияло на искрообразование системы зажигания.
- Проверять работу выключателя стоп-сигнала, привод которого расположен довольно низко к дорожному полотну.
- Проверять состояние контактов плавкого предохранителя на 15 А;
- Проверять работу фары головного света.
За проводами мотоцикла следовало тщательно следить
Что понадобится?
Чтобы установить зажигание от скутера на Яву нам понадобится определенный комплект для переоборудования. Прежде всего это сам генератор, на выбор есть две модели. Более простой QMB-139 будет выполнять все необходимые функции, но вот со светом ночью могут возникнуть неприятности, так как обмотка для головного света слабовата и будет сильно зависеть от оборотов. Если этот параметр вам важен, то выбирайте статор от модели QMI-157 или 152QMI – их для реализации поставленных целей хватит с запасом.
Еще будет нужна катушка зажигания с двумя выводами, здесь снова есть из чего выбрать. Для наших целей подойдут катушки мотора ЗМЗ-406 или от Оки.
Понадобится аккумуляторная батарея на 12 вольт. Новая нам не нужна, подойдет любая б/у мотоциклетная или новая китайская батарея. Ее роль – сглаживать перепады напряжения в контуре поворотников, стопов.
Также не стоит забывать про набор проводов/клемм. Последние лучше брать от японских скутеров.
Последний пункт – переходная пластина. Увы, найти ее в продаже нельзя, но добрые люди приготовили точные чертежи, представленные ниже, по которым вы сможете собрать собственную переходную плиту или заказать ее. Толщина металла — 4мм, это важный параметр, ведь если сделать пластину больше или меньше, некоторые элементы системы могут не войти или работать неправильно.
Особенности комплектации
Мотоцикл поставлялся в СССР в нескольких модификациях:
- «JAWA 250» модели 559-07 – вариант с 6В оборудованием и 250 кубовым мотором мощностью 12 л.с. Выпускался с 1969 года;
- «JAWA 350» модели 634-04 – вариант с 6В оборудованием и 350 кубовым мотором мощностью 16 л.с. Выпускался с 1973 года;
- «JAWA 350» модели 634-08 – вариант с 12В оборудованием на 16-ти дюймовых колесах. Выпускался с 1977 года;
- «JAWA 350» модели 638 – последняя из поставлявшихся в СССР моделей. Выпускался с 1986 года и отличался увеличенными до 18-ти дюймов колесами и иной формой рамы.
Цена подержанной Явы в 2 раза превышала цену нового отечественного мотоцикла
Источники питания электрооборудования
Особенностью чешского мотоцикла был генератор, позволявший эксплуатировать Яву без аккумуляторной батареи. В его конструкции был заложен способ возбуждения электрического тока, достаточный для подачи искры в момент запуска двигателя.
Заводская черно-белая инструкция – основные узлы генератора
На представленной схеме цифрами обозначены:
- статор генератора JAWA;
- рычаг прерывателя;
- электронный регулятор напряжения;
- панель реле-регулятора4-клеммная;
- конденсаторы 2 шт. – на каждый цилиндр.
Справочно: генератор представлял собой систему изолированных радиальных ламелей. Внутри статора располагались катушки и вращающийся ротор с обмоткой. В процессе вращения в обмотке возбуждения образовывалось магнитное поле, а переменный ток преобразовывался в постоянный через электронный преобразователь.
Аккумуляторная батарея
Вместе с новым мотоциклом в комплекте шла аккумуляторная батарея щелочного типа на 14 Ампер-часов.
Ее особенность заключалась в том, что:
- АКБ поставлялась в сухозаряженном состоянии;
- Перед эксплуатацией требовалось заполнить ее электролитом;
- Рекомендовалось зарядить АКБ перед началом работы в течение 5-6 часов.
На практике все происходило иначе:
- Счастливый владелец привозил с собой в магазин готовый электролит;
- Заполнял им емкости АКБ;
- ;
- Эксплуатировал (ехал домой).
Справочно: рекомендуемый производителем дополнительный заряд батареи нужен для того, чтобы свинцовые пластины пропитались электролитом под воздействием электрического тока. Благодаря этому, ресурс АКБ возрастал до 4-5 лет, тогда как нарушение этой рекомендации сокращало срок службы до 1-2 лет.
Ставим зажигание со скутера на Яву
Первым делом проверяем подходит ли наша переходная пластина, если — да, то крепим ее, ставим ротор и статор. Последний должен заходить в ротор полностью, для удобства расстояние регулируем шайбами. Ставим датчик и убеждаемся, что все вращается с запасом и ничего не задевает.
Теперь нам нужно доработать ротор. От существующей метки на роторе, через 180 градусов устанавливаем новую метку. Чтобы сохранить точность процедуры лучше всего воспользоваться специальными устройствами, мерящими угол поворота также можно использовать для этого токарный станок. Метку припаиваем или привариваем, получив 100% надежность узла.
Следующим шагом выставляем угол опережения зажигания. От точки ВМТ метку выносим из-под датчика на 2.5 мм, при этом сердечник должен быть расположен на краю метки. Процесс сложный, поэтому следует попросить кого-нибудь о помощи. Главное, надежно зафиксировать метку, провернуть несколько раз и убедиться, что настройки все еще совпадают.
Далее, выставляем зазор, оптимальное расстояние, между плоскостью метки и сердечником — 0.5 – 0.7 мм. Для настройки берем подходящий щуп и просовываем его между меткой и сердечником. Последний, под действием магнитных сил станет на расстояние оптимального зазора. Следом убеждаемся в том, что второй зазор находится в допусках. Если у вас есть отклонения в зазорах между метками, то следует убедиться, что они входят в допустимые значения, в противном случае метку придется переделать.
Следующий шаг – сборка схемы (провода, катушки и тд). Чтобы было проще, можно воспользоваться представленной ниже схемой.
Теперь, если вы все сделали правильно, то следует проверить работу всей системы. Сначала кикстартером проворачиваем коленвал, предварительно выкрутив свечи и положив их на цилиндры. Наличие искры — говорит о том, что электрическая схема собрана правильно, а вот точность ее настройки можно узнать только после пуска мотора. Ровная работа мотора и отзывчивость на газ – первый признак успеха.
Порядок выполнения регулировки зажигания ява 350
Снять правую крышку картера двигателя. Вывернуть свечу и установить вместо нее приспособление для определения положения поршня. Поворачивая коленчатый вал ключом S=10 мм, надетым на головку болта крепления кулачка, поставить поршень в в.м.т.
Установить между контактами зазор, равный 0,3 — 0,4 мм, для чего ослабить винт крепления наковальни и повернуть ее вокруг оси в нужную сторону. После затяжки винта проверить зазор — щуп толщиной 0,3 мм должен проходить легко , а щуп толщиной 0,4 мм проходить не должен .
Подключить контрольную лампу одним проводом к клеммному зажиму молоточка, другим — к любой точке массы мотоцикла. Включить зажигание, при этом лампа, подключенная параллельно контактам прерывателя, должна загореться.
Поворачивая коленчатый вал против часовой стрелки, опустить поршень на величину опережения зажигания, указанную в инструкции. Отсчет вести по приспособлению. В момент, когда поршень займет нужное положение, лампа должна погаснуть, сигнализируя о замыкании контактов. Если контакты замкнутся раньше (лампа погаснет), значит зажигание позднее, а позже — зажигание раннее. В обоих случаях ослабить немного винты крепления диска прерывателя и легкими ударами по отогнутому упору 12 (через отвертку) повернуть его по часовой стрелке, если зажигание раннее, и против часовой стрелки, если оно позднее. Затянуть винты крепления основания и проверить установку зажигания. Для этого опустить поршень на 5 — 7 мм (лампа не горит — контакты замкнуты) и снова медленно поднять его. Лампа должна загореться (контакты разомкнутся) в момент, когда поршень не дойдет до в.м.т. на величину опережения зажигания (см.ТАБЛИЦУ ВЫШЕ). Повернуть несколько раз коленчатый вал при помощи кик-стартера, после чего снова проверить опережение зажигания при ходе поршня к в.м.т. Следует помнить, что при выполнении этой работы нельзя долго держать включенным зажигание, чтобы не вывести из строя катушку зажигания.
На мотоцикле “Ява-350” подобным образом регулируют опережение зажигания сначала для правого цилиндра — соответственно верхний прерыватель, затем для левого — нижний прерыватель. Для этого ослабить крепления основания (диска), а затем для левого цилиндра — крепления сектора. Для обеспечения синхронной работы двигателя величину опережения зажигания в обоих цилиндрах следует устанавливать одинаковой.
Случается иногда, что требуемое опережение зажигания ява 350 не удается установить из-за недостаточной длины паза, ограничивающего поворот основания. Это указывает на чрезмерный износ упора молоточка прерывателя или его скалывание. В этом случае надо заменить упор или поставить новый молоточек.
В процессе эксплуатации пятка молоточка прерывателя изнашивается и происходит уменьшение ее высоты. Наковальню и молоточек с контактами толщиной менее 0,5 мм заменяют новыми. Особенно интенсивно происходит износ после установки нового молоточка. Изменение высоты пятки молоточка вызывает изменение величины опережения зажигания.
Износ уменьшает зазор между контактами прерывателя и первоначальную величину опережения, а установка нового неприработанного молоточка взамен вышедшего из строя увеличивает зазор между контактами прерывателя и опережения зажигания. Поэтому после замены деталей прерывателя необходимо произвести регулировку момента опережения зажигания.
Источник
Что делать дальше?
Вероятнее всего, собранное вами зажигание от скутера на яву 634 – черновое и состоит из скруток, именно поэтому следует заменить их на нормальные клеммы и скрутить провода в косы. Осталось дела за малым – полностью заменить все оставшиеся электрические элементы начиная с приборной панели и заканчивая головным освещением и поворотниками. Благо, теперь у вас есть полноценные 12 вольт, поэтому можно заменить все запчастями от старших моделей. С другой стороны, 12 вольт открывают возможность поставить практически любой современный поворотник, качественное освещение и еще много полезных устройств вроде зарядки для смартфона или бортовой аудиосистемы.
Установка зажигание от скутера на яву 634
Сообщение krezo1977 » 20 мар 2021, 21:47
Всем привет! Давно назревала эта тема, но к сожалению часть наработок была безвозвратно утрачена.
Прежде всего хочу сразу уточнить: очень часто некоторые мотолюбители показывая на генератор, говорят, что это зажигание. Это неправильно, нельзя обобщать совершенно разные системы зажигания и электроснабжения в одно целое. Наличие на генераторе контактов-прерывателей или датчиков (оптического или холла) не даёт право называть генератор «зажиганием».
Многих волнует проблема слабого освещения и заряда аккумуляторной батареи. Решений очень много, каждый подходит к этому по своему. Я тоже перепробовал разные варианты в поисках идеального генератора, к сожалению такого варианта не существует, т.к. ни один генератор, установленный без передаточного числа напрямую на коленвале, не вырабатывает такого количества электроэнергии, достаточного на холостых оборотах до 1000 питать галогеновую лампу в фаре и при этом заряжать аккумуляторную батарею. Если в таком случае на приборной панели контрольная лампа заряда АКБ не горит, это ещё не значит, что всё в порядке, проблему можно выявить только вольтметром. Некоторые мотолюбители считают, что замена реле-регулятора тоже может решить эту проблему, опять-таки заблуждение. Реле-регулятор только отсекает лишнее напряжение на повышенных оборотах, чтобы не сжечь все потребители. Можно установить хоть десять реле-регуляторов, и если генератор не вырабатывает необходимое количество электроэнергии, то она из воздуха не появится, и все потребители питаются энергией аккумуляторной батареи.
Зажигание ява 634 настройка зажигания
Для начала, чтобы точно настроить зажигание, тебе придётся найти микрометр. Индикатор часового типа если правильно говорить