Составляющие вариатора
Скутер имеет небольшую массу и габариты (по сравнению с мотоциклами и авто), соответственно, и коробка переключения передач должна быть небольшой.
От автомобильного, вариатор скутера унаследовал:
- два шкива — ведущий и ведомый (правда здесь они имеют клиновидную форму, и каждый состоит из двух половинок);
- ремень (его форма — трапециевидная, в отличие от автомобильного).
Вот и всё наследие.
Положение клиновидных половинок (щёк) ведущего шкива регулируют ролики. Размыканием и смыканием щёк ведомого шкива занимается центральная пружина, соединённая со сцеплением.
Двигатель
- Двигатель двухтактный, копия с какого-то древнего скутера Suzuki. Ресурс данного двигателя не превышает нескольких тысяч километров у кого больше у кого меньше — по разному. Двигатель сам по себе дохлый, про динамику и мощность — забудьте сразу также как и про тюнинг. Тюнинговых деталей к этому двигателю практически нет, можно конечно поставить поршневую слегка увеличенного объема, но это в плане мощности и повышения максимальной скорости — это ничего не дает.
- Новичкам или любителям ремонтировать свой скутер самостоятельно — крайне не советую покупать скутер оснащаемый таким двигателем: в плане ремонта этот двигатель очень сложен. К тому же для его ремонта вам понадобится куча съемников фен и другие инструменты, которые как вы понимаете на дороге не валяются и их нужно покупать либо делать самому.
- Также, данный двигатель из-за особенностей конструкции системы смазки очень неудобен в эксплуатации. Система смазки этого двигателя приводиться в действие напрямую от заднего колеса и пока заднее колесо вращается — система смазки подает масло к деталям. Как только колесо останавливается — система смазки прекращает свою работу. Честно говоря такой привод мог придумать только дебил. Сами представьте, что вас ждет: во избежании клина двигателя вам придется глушить двигатель на каждом светофоре…
Подробнее о принципе работы
Итак… Скутер заведён и работает на холостом ходу. Что происходит в вариаторе? Ведущий шкив вращается на минимальных оборотах. Ремень находится чуть выше от центра соприкосновения щёк. Щёки ведомого сжаты центральной пружиной. Ремень на них движется по максимальному радиусу.
Скутер пришёл в движение. Здесь стоит упомянуть ролики. Они находятся за внутренней щекой ведущего шкива. Когда увеличивается скорость вращения этого шкива, центробежная сила выталкивает ролики к внешнему радиусу, тем самым сжимая половинки ведущего шкива вместе. Ремень между этими половинками смещается наружу — увеличивается радиус его оборота на ведущих щеках.
Ведомый шкив действует с точностью до наоборот. Во время набора скорости на него так же, как и на ролики действует центробежная сила, с помощью которой щёки раздвигаются, сжимая центральную пружину и пропуская ремень между собой. Так происходит разгон.
За счёт такой синхронной работы шкивов набор скорости происходит на постоянных оборотах и максимальной мощности двигателя.
Управляемость
Что можно сказать об управляемости этого китайского выпердыша? Только то, что она как бы даже и есть, но весь вопрос в том какая она? А я сейчас вам расскажу какая…
Да, руль здесь есть и им даже можно покрутить переднее колесо. А вот войти в поворот на средней или не дай Бог вам даже думать об этом на максимальной скорости — не советовал бы. Как минимум ушуршите в кювет. А тормоза? Я и об о них вам расскажу. Они есть — это факт. Но они практически не работают. Рычаги конечно можно по нажимать, а вот остановить этот драндулет практически невозможно. Чем не ABS? Про подвеску сказать особо нечего — она есть, но работает отвратительно. Честно говоря, такой ужасной управляемости, как у этого скутера я еще нигде не встречал.
Настройка вариатора на скутере
Регулировкой вариатора добиваются желаемой динамики скутера. Улучшить её можно с помощью замены как заводских роликов, так и пружины.
Работа роликов на вариаторе скутера зависит от их веса. Изготовитель подбирает оптимальный при сборе коробки. Но любители быстрой езды меняют их на более тяжёлые. С утяжелёнными роликами скутер с вариатором медленнее разгоняется на старте, зато после набора максимальных оборотов двигатель выдаёт скорость на 10-15 км/ч больше, чем с заводскими роликами.
Использование роликов меньшего веса приводит к обратному принципу: скутер стартует резко, но достичь максимальной скорости ему тяжело.
Изменение жёсткости пружины также влияет на скорость. Растянутая и слабая, она не сможет плотно прижимать щёки ведомого шкива. Это приведёт к работе ремня постоянно на меньшем радиусе, чем необходимо. Слишком жёсткая пружина, наоборот, не даст уменьшить этот радиус (соответственно увеличить обороты ведомого шкива) и развить максимальную скорость скутера.
В вашем браузере отключен JavaScript
На сегодняшний день, на подавляющее большинство скутеров в качестве трансмиссии устанавливают вариатор. И на то есть множество объективных причин, как то относительная простота и надежность конструкции, отсутствие большого количества движущихся деталей, а также легкость в эксплуатации, так как вариатор скутера работает автоматически.
Говоря вкратце, вариатор скутера можно описать как автоматическую бесступенчатую коробку передач. Где слово «автоматическая» означает, что вариатор скутера не требует участия человека для своей работы, а слово «бесступенчатая», что вариатор скутера не обладает фиксированными точками переключения, которые есть у обычной коробки передач.
То, как работает вариатор скутера можно понять, вспомнив обычный горный или шоссейный велосипед. На велосипеде, на переднем и заднем колесе установлены наборы шестерней разного диаметра. И велосипедист в зависимости от ситуации, с помощью компаньелы перекидывает цепь на разные шестерни, выбирая тем самым нужный рабочий радиус. Вариатор скутера работает аналогичным образом, только функцию шестерней здесь выполняют 2 шкива, один из которых установлен на коленчатом вале (спереди), а другой на вале сцепления (сзади). Передний шкив принято называть ведущим, а задний ведомым.
Каждый шкив представляет из себя две конусовидные половинки, которые, как правило, называют щеками. Функция щек состоит в том, чтобы сдвигаться и раздвигаться при изменении оборотов двигателя и тем самым двигать ремень, меняя, таким образом, рабочий радиус каждого из шкивов.
Функцию велосипедиста, который переключает передачи, заменяют наборы специальных роликов определенного веса. Эти ролики, или как их еще называют грузики, имеют цилиндрическую форму. Обычно вариатор скутера имеет 6 таких грузиков. Сами же они размещены вертикально на коленчатом валу. Когда скутерист, давит на газ, центробежная сила выталкивает ролики «наверх», при этом ролики сдвигают конусовидные половинки переднего шкива, которые в свою очередь выталкивают ремень на больший рабочий радиус.
Поскольку ремень не растягивается, увеличение рабочего радиуса переднего шкива, неизбежно ведет к уменьшению рабочего радиуса заднего. Одна из щек шкива установленного на вале сцепления подпружинена специальной пружиной, которая все время стремиться сдвинуть конусовидные половинки заднего шкива, выталкивая, таким образом, ремень наверх.
Вариатор скутера. Преимущества
Вариатор это, пожалуй, идеальное решение для скутеров с малой кубатурой двигателя. Вот основные преимущества, которыми обладает вариатор скутера:
- Легкость в использовании. Это пожалуй самый важное достоинство которым обладает вариатор скутера. Поскольку скутер оснащенный вариатором не требует участия человека для своей работы, это значительно упрощает управление. Не нужно беспокоиться о сцеплении и переключении передач. Старт с места очень легок, нужно лишь повернуть ручку газа. Особенно это преимущество заметно в городских условиях, где много светофоров
- Плавность работы. Поскольку вариатор скутера не обладает фиксированными точками переключения, он работает и плавно без резких рывков. Скутер с вариатором не глохнет при остановках и быстрее стартует.
- Точность работы. Правильно настроенный вариатор скутера обеспечит идеальное соотношение рабочих радиусов переднего и заднего шкивов, чего не сможет сделать ни одна ступенчатая коробка передач.
- Простота. Вариатор скутера предельно простое устройство. А минимальное количество движущихся частей способствует большей надежности.
Основные поломки вариатора
Не смотря на то, что вариатор скутера это весьма простой и надежный узел, он, как и всякое механическое устройство, может поломаться. Поэтому следует внимательно следить за состоянием вариатора и вовремя его проверять.
Наиболее часто владельцы скутеров сталкиваются с проблемой проскальзывания ремня на шкивах. Проскальзывание ремня являться очень нежелательным явлением, так как оно приводит к повышенному износу всего вариатора, а также к падению мощности и динамики скутера. Обычно проскальзывание проявляет себя при резком открытии дроссельной заслонки, когда двигатель сильно увеличивает свои обороты, но при этом соответствующего этим оборотам, набора скорости не происходит. Наиболее часто такое происходит при старте.
Чаще всего, причиной проскальзывания служит изношенный ремень. Поэтому проверить первым стоит именно его. Прежде всего, следует обратить внимания на внешний вид ремня. Если видно расслоение или трещины, то ремень необходимо тут же заменить. Если внешне ремень выглядит нормально, то следует замерить его ширину и сравнить ее с минимальной рабочей шириной. Как правило, производители указывают минимально необходимую ширину ремня на его внешней стороне.
Если с ремнем всё в порядке, следует обратить внимание на пружину заднего шкива. С течением времени пружина может износиться и потерять свои свойства, став слишком мягкой. При выборе новой пружины, постарайтесь найти именно оригинальную пружину от вашей модели вариатора. Если новая пружина будет слишком мягкой, то это не поможет решить проблему с проскальзыванием, а если слишком жесткой, упадет максимальная скорость скутера, поскольку пружина не сможет растолкать конусовидные половинки заднего шкива до минимального рабочего радиуса.
Ремонт вариатора на скутере. Замена элементов
Изменение скорости разгона и появление посторонних шумов в вариаторе свидетельствуют о том, что какая-то деталь (или детали) изношена и требует замены.
Чтобы узнать причину неисправности, следует вариатор разобрать:
- Снимаем крышку. Делаем это аккуратно, чтобы не повредить её. Как правило, крышка вариатора на скутерах имеет уплотнительную прокладку. Необходимо оценить её состояние и, при необходимости, поменять.
- Чтобы снять ремень с вариатора, нужно убрать ведущий шкив. А добраться до него можно, только сняв стопорное кольцо, муфту и шестерню.
- Когда ремень и половинки шкива готовы, снимаем и ролики.
- Все элементы должны быть тщательно осмотрены и проверены. Исправные щёки имеют ровную поверхность без сколов и задиров. На ремне исключается присутствие каких-либо смазочных веществ. Если он выглядит потрёпанным, то пора его менять.
- После выявления неисправностей собираем вариатор в обратной последовательности.
Существует два главных признака, по которым определяется качество работы вариатора: движение ремня и обороты двигателя. В исправном вариаторе ремень не проскальзывает в шкивах. Но, если мотор ревёт, а скутер не едет — это первый сигнал о том, что пора заглянуть внутрь устройства и изучить состояние ремня и пружины.
Рабочие обороты двигателя должны соответствовать оборотам его максимальной мощности. Если же этого не происходит — пора заняться настройкой работы вариатора.
Разборка двигателя 1E41QMB («цепной китаец») скутера Forsage
В этой статье в подробностях будет показан процесс полной разборки двигателя 1E41QMB, прозванным в народе «цепным китайцем». Таким двигателем оснащаются «бюджетные» китайские двухтактные скутеры имеющие разные торговые названия. Такие скутеры, в наше время встречаются все реже и реже в силу своей древней и ненадежной конструкции, которая в современных реалиях не выдерживает даже малейшей критики…
Двигатель который мы сегодня будем с вами разбирать, был изношен до такой степени, что даже не подавал признаков жизни, компрессия на нуле, приводная цепь была сильно растянута, масло с самой покупки не менялось, разбитые сайлентблоки и.т.д. В общем работы с этим двигателем хватает…
Стоит отметить, что данный двигатель сложен в ремонте, так что, хорошо подумайте, стоит ли затевать ремонт самостоятельно или лучше отдать его на ремонт какому-нибудь профи.
Чтобы статья не получилась слишком длинной и нудной, по мере добавления нового материала на сайт, в статье будут проставляться ссылки, которые будут вести на определенную страницу сайта, где замена или ремонт интересующего вас узла или устройства, будет описано более подробно, поэтому смотрим пока общее описание разборки данного двигателя и если какой либо узел в двигателе вас заинтересует, то просто переходим по нужной ссылке.
Итак, масло слито, двигатель снят с рамы и уложен на стол.
При внешнем осмотре сразу обнаружились несколько неисправностей.
Подтекание масла из под сальника вала кикстартера и к тому же еще заводная лапка оказалась «приваренной» к валу кикстартера, информацию об устранение этой неисправности вы найдете в статье: Ремонт кикстартера двухтактного скутера («цепной китаец») Forsage
Разбитые сайлентблоки, информацию об их замене вы найдете в статье: Как поменять сайлентблоки на скутере
Снимаем все кожухи охлаждения и воздухофильтр потом генератор , информацию о снятии генератора вы найдете в статье: Как снять генератор на скутере
Снимаем глушитель, надо открутить всего три гайки, мало кто знает, что глушитель двухтактного двигателя необходимо регулярно чистить от нагара, подробную информацию по очистке глушителя вы найдете в статье: Как почистить глушитель на скутере
Карбюратор после снятия с двигателя, разбираем и тщательно очищаем и продуваем каналы, жиклеры. Как правильно чистить карбюратор написано в статье: Как правильно почистить карбюратор вашего скутера
Откручиваем четыре болта и снимаем лепестковый клапан.
Откручиваем гайки на головке блока цилиндров и снимаем ее, пдробную информацию об установке новой поршневой на этот двигатель, вы найдете в статье: Основные этапы установки поршневой на двухтактный скутер
Снимаем цилиндр, в этой работе есть одна сложность: если вы не планируете менять коленчатый вал, то есть попросту «половинить» двигатель, тогда лучше всего, поднять поршень в ВМТ и немного приподнять цилиндр так, чтобы поршневые кольца из него не вышли, потом закрыть кривошипную камеру тряпкой и после этого полностью снимать цилиндр.
Таким образом, вы обезопасите себя от попадания обломков поршневых колец в кривошипную камеру, поршневые кольца иногда оказываются сломаны и при снятие цилиндра падают в кривошипную камеру.
Зеркало цилиндра все в задирах и со следами глубокой выработки.
Вынимаем стопорное кольцо из поршня затем выталкиваем поршневой палец и снимаем поршень.
Даже не вооруженным глазом видно как сильно изношен поршень.
Снимаем крышку масляного насоса и снимаем насос, при съеме маслопроводов и насоса следите чтобы в них не попала грязь!
Откручиваем два болта на крышке главной передачи и снимаем стартер, подробную информацию о ремонте стартера вы найдете в статье: Ремонт и устройство стартера
Откручиваем все болты на крышке главной передачи, равномерно по всему периметру обстукиваем ее деревянной киянкой и снимаем с двигателя.
Приводная цепь оказалась сильно растянутой — это очень хорошо видно по тому как она провисла, хочешь не хочешь, а менять её придется.
При помощи отвертки вставленной под зубья площадки сцепления — фиксируем цапфу коленчатого вала и откручиваем гайку на барабане сцепления (резьба правая).
Снимаем шестерню кикстартера в месте с шайбой.
Снимаем вторую шайбу .
Вынимаем втулку барабана сцепления.
Снимаем барабан сцепления вместе с цепью.
Под барабаном, есть еще одна опорная шайба.
Снимаем при помощи круглогубцев пружины.
Снимаем стопорные кольца вместе с шайбами с осей «колодок» сцепления.
Снимаем с площадки «колодки» сцепления.
Как видите фрикционная накладка на одной «колодке» оказалась разрушенной.
Вставляем лапы съемника в отверстие и «сдергиваем» площадку.
Шпонку на цапфе коленчатого вала сразу убираем куда-нибудь подальше.
Снимаем маслопроводы системы раздельной смазки двигателя.
Снимаем центральную подножку, для этого: снимаем возвратную пружину, затем откручиваем гайку на оси и после выкручиваем саму ось.
Плоскогубцами зажимаем ось ведомой звездочки главной передачи и откручиваем гайку.
Вынимаем звездочку, звездочка здесь находится на одной оси с ведущей шестерней заднего редуктора и жестко с ней связана.
Снимаем тормозные колодки заднего колеса.
Укладываем двигатель на какую-нибудь деревяшку так, чтобы ось заднего колеса «вывесилась» и киянкой выбиваем ее.
Выкручиваем все болты со стороны генератора.
Равномерно со всех сторон обстукиваем деревянной киянкой половинки картера пока они полностью не разойдутся.
Выбиваем киянкой коленчатый вал.
Откручиваем стопорную скобу подшипника оси ведомой звездочки главной передачи.
Ищем подходящею пластину с отверстием в центре, вставляем в отверстие ось и при помощи гайки выпрессовываем подшипник, между пластиной и плоскостью разъема крышки надо что-нибудь подложить, например бумагу.
Откручиваем стопорную скобу на подшипнике оси заднего колеса.
Подшипник задней оси колеса, оказался сильно изношенным, поэтому без сожаления выбиваем его, тоже самое проделываем с подшипниками коленчатого вала. При помощи отвертки поддеваем и вынимаем из своих посадочных отверстий все сальники.
Ну вот мы с вами и сделали полную разборку двигателя, теперь осталось все детали тщательно очистить и вымыть бензином и можно собирать двигатель. Сборка данного двигателя подробно изложена в статье: Ремонт двигателя 1E41QMB («цепной китаец») скутера Forsage
Резюме
Стоит эта помойка дешевле всех остальных помоек китайского производства. Конкретно этот экземпляр был куплен за 15 000… Я не знаю как вы умудряетесь отдавать свои кровные барыгам за такое фуфло, но отдаете и я это вижу. Я бы за эту коросту не дал бы и трех рублей.
Прежде чем связываться с этим «шедевром» китайского производства — подумайте хорошенько: нужно ли оно вам? Запчастей к ним уже практически не продают, а то что продают можно смело выкидывать на помойку. Тюнинг двигателя в принципе невозможен, сложный и очень трудоемкий ремонт двигателя за который с вас попросят больше чем за ремонт обычного «китайца» — оно вам надо?