ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Запрещается эксплуатировать снегоход или прокручивать гусеницу с помощью двигателя, если на ней имеются разрывы, признаки сильного износа или другие повреждения.
Проверка и регулировка натяжения гусеницы
Примечание – Регулировка натяжения гусеницы должна производиться после предварительного пробега снегохода по снежному покрову в течение 15-20 минут.
Поднимите заднюю часть снегохода и установите на опору. Измерьте прогиб гусеницы посередине длины направляющих рельсов (рисунок 20). Этот прогиб равен величине зазора между внутренней поверхностью опорного участка гусеницы и нижней кромкой рельсов. При нормальном натяжении гусеницы величина зазора под вертикальной нагрузкой 7,30,1 кг, приложенной к опорной части гусеницы с каждой стороны, должна составлять 40…50 мм. Если натяжение гусеницы недостаточно, движение снегохода сопровождается глухим шумом, возможно проскакивание зубьев колес ведущего вала по зубьям цевочного зацепления гусеницы при резком ускорении.
Подвеска ADSA
По сути дела это та же самая подвеска типа DSA, только в данном случае длина поперечных рычагов разная. Существуют модели снегоходов, где за счет применения подвески ADSA, есть возможность регулировки угла развала. Такой тип подвески нашел свое применение на шасси S2000. На шасси ZX уже была применена подвеска следующего поколения, которая получила название ADSA ZX. Она характеризуется возможностью регулировки развала, также значительно изменено перемещение рычагов, расположенных поперечно. Владельцы снегоходов, где применена эта система подвески, в один голос отмечают высокий уровень управляемости, по сравнению с DSA.
ВНИМАНИЕ
Слишком сильное натяжение гусеницы является причиной возрастания потерь мощности в ходовой части снегохода и вызывает повышенные нагрузки на детали задней подвески.
Рисунок 20 – Проверка натяжения гусеницы
Регулировка натяжения гусеницы (рисунок 21):
- отпустите болты 3 крепления задних направляющих катков;
- отпустите контргайки 2. Затем вращением регулировочных болтов 1 в ту или иную сторону установите требуемое натяжение гусеницы. По окончании регулировки законтрите регулировочные болты контргайками.
Не затягивая болты 3, проведите выравнивание гусеницы.
Рисунок 21 – Регулировка натяжения гусеницы
- Регулировочный болт
- Контргайка регулировочного болта
- Болт крепления заднего направляющего катка
Выравнивание гусеницы
Следует помнить о том, что операции регулировки натяжения и выравнивания гусеницы являются взаимозависимыми. Например, регулировка натяжения может привести к появлению тенденции бокового смещения гусеницы. И наоборот, выравнивание может изменить натяжение гусеницы. Поэтому обе регулировки должны проводиться одновременно. Перед проведением операций регулировки натяжения и выравнивания гусеницы рекомендуем на рабочие поверхности движителя гусеничного нанести смазку силиконовую.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Перед проверкой симметричности положения гусеницы убедитесь в полном отсутствии в гусеничном движителе любых посторонних предметов, которые могут вылететь из него при включении двигателя и начале движения гусеницы. Во время работы гусеничного движителя держитесь подальше от вращающихся и движущихся деталей. Остерегайтесь попадания в движитель одежды. Убедитесь в отсутствии людей вблизи снегохода.
Запустите двигатель и слегка нажмите на рычаг газа, чтобы гусеница начала двигаться с малой скоростью. Длительность работы гусеничного движителя в подобном режиме допускается не более однойдвух минут. Проверьте симметричность положения гусеницы относительно направляющих рельсов (рисунок 22): расстояния между рельсами и направляющими гребнями гусеницы должны быть одинаковыми с обеих сторон.
Рисунок 22 – Проверка симметричности положения гусеницы
- Направляющие гребни гусеницы
- Направляющие рельсы
- Одинаковые расстояния с обеих сторон
Для того чтобы выровнять гусеницу, прежде всего заглушите двигатель. Отпустите контргайки и подтяните регулировочный болт на той стороне движителя, где расстояние между направляющими гребнями скоб и накладкой рельса наибольшее (рисунок 23).
Рисунок 23 – Выравнивание гусеницы
- Направляющие гребни гусеницы
- Направляющие рельсы
- Подтянуть регулировочный болт на этой стороне
Затяните контргайки регулировочных болтов. Смажьте резьбовую часть болтов крепления задних направляющих катков фиксатором RiteLok RT-20G и затяните болты.
Телескопическая подвеска
Пожалуй, это один из самых распространенных и самых простых по принципу действия видов подвески. Наиболее часто данная подвеска применяется на снегоходах «утилитарного» класса. Конструкция телескопической вилки состоит из пружины и амортизатора, которые находятся непосредственно в стойке. Таким образом, телескопическая стойка способна сглаживать нагрузки ударного типа. Стоит отметить, что ход этого типа подвески имеет ограничение согласно ходу самого амортизатора. Как правило, снегоходы с такой подвеской обладают невероятной маневренностью в условиях густого леса, так как база лыж небольшая.
Также одной из самых простых и распространенных подвесок считается рессорная система. Такое инженерное решение было применено на легендарной отечественной машине «Буран». На этой модели установлена одна лыжня, вследствие чего техника не обладает необходимой манёвренностью. На скорости войти в необходимый поворот вообще крайне трудно. Но в целом. Сама работа подвески вполне приемлемая.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Если контргайки или крепежные болты затянуты недостаточно сильно, регулировочные болты могут отвернуться, что вызовет прогрессирующее ослабление натяжения гусеницы. При определенных условиях и режиме движения снегохода гусеница может сойти с направляющих катков и заблокироваться в зазоре между корпусом снегохода и катками.
Снова запустите двигатель и на малой скорости движения гусеницы проверьте симметричность ее положения относительно направляющих рельсов.
После регулировки опустите снегоход на опорную поверхность. Если Вам не удается правильно отрегулировать натяжение гусе-
ницы снегохода, обратитесь к уполномоченному дилеру.
Регулировка задней подвески снегохода TAYGA Patrul 550 SWT
Выбор оптимальной регулировки задней подвески зависит от перевозимого груза, массы водителя, личных предпочтений, скорости движения и состояния трассы. Для индивидуальной настройки подвески следует поочередно отрегулировать задние пружины и ленточный ограничитель (рисунок 24). Каждый шаг настройки подвески необходимо проверить тестовым пробегом на снегоходе. Для того, чтобы получать в различных заездах сравнимые результаты, необходимо проводить все пробные заезды в идентичных условиях: трасса, состояние снежного покрова, скорость движения, положение водителя на сиденьи должны быть одинаковыми.
Рисунок 24 – Регулировка задней подвески
- Задние пружины, влияющие на плавность хода
- Ленточный ограничитель, передающий нагрузку от веса снегохода
Задние пружины должны быть отрегулированы так, чтобы при посадке водителя и пассажира задняя часть снегохода опустилась на 50…70 мм по сравнению с порожним состоянием снегохода. Для регулировки поверните эксцентрики задних пружин так, чтобы увеличить или уменьшить упругость пружин.
Тайга Классика СТ-500Д семейно-хозяйственный снегоход
В России выпускаются два типа снегоходов — Буран и Тайга, причем ходовая часть снегохода Тайга существенно отличается от ходовой части Бурана. Отличие обусловлено различием в функциональном использовании агрегатов.
Буран разрабатывался для производственного и хозяйственного использования, и уже много лет исправно работает в тяжелых условиях Севера. В его основе лежит конструкция из двух гусениц и одной лыжи.
Тайга разрабатывалась на базе Бурана, но она предназначена в основном для семейного отдыха, хотя и с хозяйственными задачами справляется тоже вполне успешно.
Оба снегохода оснащены тягово-сцепным устройством и могут буксировать тяжелые грузы, но предельная скорость движения у Тайги 100 км/час, что значительно выше, чем у Бурана.
Тайга Классика СТ-500Д серийно выпускается с 1997 года, поэтому ходовая часть снегохода, можно считать, благополучно прошла все трассовые испытания. Двигатель Тайги динамичный, объемом 497куб.см, рабочей мощностью 43л.с. Тип мотора РМЗ-500. Охлаждение двигателя воздушное, с электрозапуском.
Модельный ряд снегоходов, в настоящее время состоит из 11 типов (комплектаций), которые отличаются рядом параметров. Например, седьмая комплектация допускает заправку бензином АИ-80. Другие снегоходы работают на АИ-92. Некоторые модели снабжены программируемой системой зажигания. На всех моделях снегоходов Тайга руль регулируемый и с подогревом.
У Тайги, ходовая часть снегохода рассчитана на эффективное погашение прыжков при движении по пересеченной трассе. Номинальная величина хода подвески 200—300 мм. Для некоторых горных моделей, она достигает 400 мм.
Задняя подвеска одноамортизационная, регулируемая, с пружинами кручения. Качественные амортизаторы и гусеница шириной 500мм гарантируют повышенную устойчивость снегохода.
Комфортно размещаться на снегоходе водителю и пассажиру позволяют хорошая эргономика агрегата и низкий уровень шума двигателя — не выше 66 дБ.
Российские разработчики снегоходов постоянно работают над улучшением технических параметров своих агрегатов. Выпущен в продажу снегоход Атака с жидкостным охлаждением двигателя и новой подвеской лыж- рычажной. Последняя модель №11, носит название Патруль. У нее улучшена ходовая часть за счет увеличения размера гусеницы, ширина которой составляет 600 мм.
Тайга Классика СТ-500Д – современный снегоход универсального назначения.
ВНИМАНИЕ
Всегда поворачивайте эксцентрик с левой стороны снегохода по часовой стрелке, а эксцентрик с правой стороны – против часовой стрелки. Оба эксцентрика должны быть установлены в одинаковое положение. После регулировки задних пружин восстановите номинальное натяжение гусеницы.
Для проверки регулировки ленточного ограничителя, двигаясь на малой скорости, резко до упора нажмите на рычаг газа для ускорения снегохода. Обратите внимание на управляемость снегохода в процессе разгона. В зависимости от результатов пробного заезда, отрегулируйте соответствующим образом положение ленточного ограничителя. На неподвижном снегоходе без нагрузки ленточный ограничитель должен иметь слабину 12 мм.
Чем больше длина ограничителя, тем больший вес приходится на гусеницу, увеличивая силу сцепления. Чем меньше длина ограничителя, тем меньший вес приходится на гусеницу, что обеспечивает более эффективное управление.
Для регулировки положения ленточного ограничителя необходимо сжать передние пружины, отвернуть самоконтрящуюся гайку на кронштейне ленточного ограничителя, переставить болт с ремнем в соответствующие отверстия кронштейна и снова затянуть гайку. Если усилия на руле слишком велики (лыжи перегружены), переставьте болт в нижнее положение; если лыжи приподняты над опорной поверхностью – в верхнее положение.
ТЕЛЕСКОПИЧЕСКАЯ ПОДВЕСКА
Самый простой тип передней подвески. Этот тип передней подвески используется в основном на снегоходах утилитарного класса. Данная подвеска состоит из телескопической стойки, в которой размещаются пружина и амортизатор. Она предназначена для сглаживания незначительных ударных нагрузок. Ход такой подвески ограничен ходом амортизатора. Благодаря такой подвеске уменьшается база лыж снегохода, что улучшает его маневренность на местности с ограниченным пространством.
ВНИМАНИЕ
После изменения положения ленточного ограничителя необходимо отрегулировать натяжение гусеницы.
Ход подвески может быть отрегулирован в соответствии с нагрузкой на снегоход и состоянием снежного покрова (рисунок 25).
- Шайбы
Рисунок 25 – Регулировка хода подвески
- Регулировочная гайка
- Контргайка
Для улучшения проходимости снегохода по глубокому снегу отпустите контргайку и затяните регулировочную гайку до контакта с тарельчатыми пружинами. Затем дополнительно затяните регулировочную гайку, повернув ее на 3/4 оборота. После регулировки окончательно затяните контргайку. Регулировка на обоих бортах снегохода должна быть одинакова.
Если снегоход эксплуатируется на укатанных снежных трассах с различной нагрузкой и с прицепом, отпустите контргайку и затяните регулировочную гайку до контакта с тарельчатыми пружинами. Затем дополнительно затяните регулировочную гайку, повернув ее на 3 полных оборота. Этим обеспечивается максимальный предварительный натяг. После регулировки плотно затяните контргайку. Регулировка на обоих бортах снегохода должна быть одинакова.
Ограничитель хода подвески также имеет возможность регулировки (рисунок 24). Если снегоход эксплуатируется на глубоком снежном покрове, резиновые буферы рекомендуется демонтировать. При эксплуатации снегохода на укатанных снежных трассах (с пассажиром и/или грузом) установите под каждый резиновый буфер по одной шайбе. При эксплуатации снегохода на укатанных трассах с полной нагрузкой и/или с прицепом установите под каждый резиновый буфер по две шайбы.
Задняя подвеска — разборка, ремонт
Рис. 1
Снятие
Ослабьте натяжение гусеницы.
Поднимите заднюю часть снегохода и закрепите ее на весу.
Отверните болты крепления переднего рычага, затем заднего.
Чтобы поперечная ось не прокручивалась при отворачивании винтов, проделайте следующее:
- постучите по головке винта соединения
- ослабьте один винт, затем перезатяните
- снимите противоположный винт
- снимите первый.
Снимите заднюю подвеску.
РАЗБОРКА/СБОРКА
1 РАЗБОРКА
Снимите гайки и тарельчатые пружины со штока. Снимите болт крепления штока.
Снимите задние натяжные колеса на соответствующих сторонах.
Снимите поддерживающее колесо оси.
Снимите болты крепления рычагов и отсоедините их от опор с обеих сторон.
- Опора
- Ось
- Шток c тарельчатыми пружинами
- Рычаг
2 Тарельчатые пружины
При установке расположите тарельчатые пружины как показано на рисунке.
Количество шайб и ИХ установкА
Затяните гайку на ¾ оборота после соприкасания с пружинами, для лучшей работы на глубоком снегу. Максимальная преднагрузка – 3 оборота после касания гайки с пружиной. Такая регулировка – для эксплуатации с грузом и с прицепом.
4 Задняя пружина
Снимите верхнее поддерживающее колесо.
Отверните крепление одного конца амортизатора.
Снимите пружину.
5 Передняя пружина
Снимите пружинные шайбы крепления опоры пружины к верхней и нижней части переднего рычага.
Удерживая конец пружины, снимите палец верхней пружинной опоры, затем палец нижней опоры.
Открепите ось переднего поддерживающего колеса.
Снимите колесо со стороны, где планка крепления оси к щеке не приварена.
- Пружинные шайбы
Снимите пружины.
6 Опорная щека
Снимите передний и задний рычаги, а также связь и оси, соединяющие оба рельса в единый каркас. Высверлите заклепки для снятия опорной щеки со стороны, противоположной головкам заклепок сверлом Ø 8 мм.
Заклепки можно заменить болтами М8х20 и гайками.
3 Регулировочная шайба
Для езды по глубокому снегу рекомендуется резиновые буферы не устанавливать.
Для движения с пассажиром и/или с грузом установите 1 шайбу под каждый резиновый буфер.
Для движения с тяжелым грузом и/или с прицепом устанавливайте 2 шайбы под каждый резиновый буфер.
7 Амортизатор
Установите амортизатор штоком вверх.
Обслуживание
амортизатора
Закрепите конец корпуса в тиски.
- Место крепления
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ |
Не зажимайте непосредственно за корпус |
Проверьте отсутствие течи. Сделайте несколько ходов поршнем по всей дли-
не хода штока. Он должен двигаться плавно с равномерным сопротивлением.
Обратите внимание на следующие признаки, которые означают дефект амортизатора:
- провалы и заедания при обратном такте в средней части хода
- заедание в крайних точках хода
- утечка амортизаторной жидкости.
Замените амортизатор при наличии любого дефекта.
8 Накладка
Измерьте износ накладки. Минимальная толщина несущей поверхности накладки (от основания до поверхности рельса) – 3 мм. Замер можно произвести измерением общей толщины накладки. См. рисунок.
Минимальная толщина – 12 мм (размер А).
1. Накладка
ВНИМАНИЕ |
Замените накладки при достижении предельного износа, делайте это всегда попарно |
Для снятия накладки проделайте следующее:
- выверните болт крепления накладки к переднему концу рельса, как показано на рисунке.
- Рельс
- Накладка
- Выворачивание болта
С помощью стержня из мягкого материала или плоской отвертки, как показано на рисунке, снимите накладку с рельса.
Вытолкнуть накладку.
- Поверхность рельса
Если используется отвертка, не повредите поверхность рельса.
При повторной установке пользуйтесь мягким наждаком для заглаживания поверхности рельса.
Нанесите силиконовую смазку Si-15-02 на поверхность рельса. Это облегчит установку новой накладки.
Установите новую накладку и закрепите новой самоконтрящейся гайкой и исходным болтом. Повторите операцию для другой стороны.
СБОРКА
При сборке подвески нанесите смазку ЦИАТИМ-201 в указанные на рис. 1 места.
Резьбовую поверхность указанных на рис. 1 болтов смажьте фиксатором резьбы средней силы действия. Резьбовой фиксатор следует наносить на первую и вторую нитки резьбы.
УСТАНОВКА
Используйте стяжку между передним и задним рычагом для обеспечения установки болтов крепления подвески к раме.
Видео