Какие бывают мотошлемы? Виды и их особенности

Выбираем мотошлем. Пособие по выбору размера и типа

Выбор мотошлема — это не только подбор размера и расцветки. Вы выбираете вещь, которая будет находиться между вашей головой и твёрдой поверхностью в случае аварии. И то, как мотошлем защитит вас, зависит от того, насколько он хорошо сидит. Все испытания на безопасность, все сертификаты и допуски актуальны только при хорошей плотной посадке шлема на голове.

При столкновении наполнитель шлема должен поглотить энергию удара. Но при слишком большом зазоре между шлемом и головой вы буквально позволите шлему ударить вас. В некоторые шлемы встраиваются сдвигаемые защитные элементы, распределяющие ротационные нагрузки от шлема. Если такой элемент плохо прилегает к голове, он не работает, как должен.

С другой стороны, если шлем слишком тугой, он будет неудобен. Он разочарует, он будет причинять боль, и вы просто откажетесь от него. Правильный подбор мотошлема предотвращает обе проблемы и позволяет шлему работать как положено, обеспечивая комфорт во время езды и защиту при неприятностях.

Все шлемы разные. И это не означает, что достаточно просто иметь кошелёк потуже, чтобы получить хорошую защиту и комфортную посадку. В продаже есть масса вариантов под любой бюджет, форму и размер головы и стили езды. При выборе нужны не столько деньги, сколько внимание и терпение.

Сложно? Не волнуйтесь. С нашим пособием по подбору шлема эта задача окажется не такой уж сложной. Если вы умеете пользоваться сантиметровой лентой, способны покачать головой и попросить друга о помощи — вы справитесь и с выбором идеально сидящего шлема!

Готовы? Вот 6 шагов на пути к именно вашему шлему:

  • Выбираем тип мотошлема
  • Определяем размер и форму головы
  • Примеряем шлем
  • Проверяем посадку
  • Носим шлем полчаса
  • Едем кататься

Выбираем тип мотошлема

Мотоциклистам ещё никогда не был доступен такой богатый выбор шлемов. Это радует и одновременно обескураживает. С чего начать?

Существует пять основных типов шлемов.

Открытый мотошлем

Открытый мотошлем
Открытый мотошлем

Первый — это открытый мотошлем. Этот тип не имеет элементов, защищающих лицо, если не считать прозрачных визоров на некоторых из них. Мы включаем в эту категорию как половинки (скорлупки, брэйнкэпы), так и шлемы 3/4 с защитой затылка. Между собой их объединяет то, что они имеют прекрасный обдув лица и не закрывают подбородок. Шлемы этого типа обычно дешевле других, и они не особенно богаты на элементы комфорта. Обычно шлемы этого типа носят владельцы круизёров, ретробайков и классиков.

Интеграл

Интеграл

Интеграл — это мотошлем, который во многом представляет собой противоположность открытому шлему. Он устроен так, что кроме черепной коробки защищает нос, лоб, глаза и подбородок. Интегралы имеют минимальный обдув, но максимально защищают лицо от столкновений. Также у них максимальный уровень шумоизоляции. Интеграл — это единственный вариант для гоночного трека и наиболее популярный тип шлема для езды на любых дорожных мотоциклах.

Модуляр

Модуляр

Модуляры можно считать разновидностью интегралов, но их чаще противопоставляют друг другу, чем объединяют. Эти шлемы имеют шарнир, позволяющий поднять защищающую подбородок часть шлема — её ещё называют челюстью или забралом — превращая шлем в подобие 3/4. Благодаря модульной конструкции модуляры и получили своё название. По сути, это два в одном: можно выбирать, иметь ли почти максимальную защиту уровня интеграла, или же открыть забрало и наслаждаться свободой, присущей шлемам 3/4. Это очень удобно во время остановок, можно не снимать мотошлем во время отдыха, для питья, приёма пищи. Однако, обратите пожалуйста внимание: подавляющее большинство модуляров не предназначены для езды с открытым забралом (а те, которые предназначены, относятся к категории шлемов-трансформеров, но таких моделей немного и мы не будем о них говорить отдельно). Минусами модуляров является увеличенный вес (подвижность забрала обеспечивается шарниром, чаще металлическим), меньший уровень шумоизоляции, и слегка уменьшенная степень защиты челюсти в сравнении с «полнотелым» интегралом. Однако, модуляры год от года становятся всё лучше: надёжнее, прочнее, легче, и немудрено: они чрезвычайно популярны среди туристов и городских мотоциклистов, для которых мотоцикл — это повседневный транспорт, и комфорт им очень важен.

Шлем адвенчер

Шлем адвенчер

Для тех, кто периодически съезжает с асфальта, существует категория адвенчер-шлемов. Эти шлемы сочетают в себе особенности, важные как для дорожной, так и для внедорожной езды. Для езды по асфальту, такие мотошлемы имеют дорожные сертификаты безопасности и визор, а при езде по грязи они работают как внедорожные шлемы: козырёк, вентиляция и возможность ношения очков. Конечно, их двойственная натура ведёт к ряду ограничений и компромиссов, но для тех, чьи поездки состоят из дороги и бездорожья, наверное и не найти более удобных вариантов. Адвенчер-шлемы обычно носят владельцы мотоциклов двойного назначения и турэндуро.

Внедорожный мотошлем

Внедорожный мотошлем

И, наконец, внедорожный мотошлем. Их ещё называют кроссовыми, эндуро, грязевыми, и для любителей соответствующих дисциплин между разными вариантами существует большая разница. Но для подавляющего большинства эти шлемы примерно одинаковы. Их объединяет то, что они почти никогда не имеют сертификатов безопасности для дорожной езды, и в тех странах, где это проверяется, во внедорожных шлемах, вероятно, ездить по дорогам попросту нельзя. Эти шлемы имеют отличную вентиляцию и большой козырёк для защиты глаз от брызг и веток. (Несмотря на то что внедорожные шлемы не имеют привычных сертификатов безопасности для дорожной езды, есть специальные рейтинги безопасности для внедорожных шлемов. В частности Snell Foundation). В профессиональных обзорах козырёк часто называют визором, но прозрачного визора такие шлемы не имеют. Они предназначены для езды в специальных очках (их ещё называют гогглами), напоминающих горнолыжные. И эти очки почти всегда продаются отдельно от шлемов. Эти шлемы чрезвычайно лёгкие, но блещут комфортом. Такие шлемы созданы для внедорожной езды, и их не стоит выбирать для езды по асфальту.

Виды шлемов:

  • Открытые шлемы
  • Интеграл/фулл-фейс (full-face)
  • Модуляр/флип-ап (flip-up)
  • Кроссовые шлемы
  • Дуал-спорт

Открытые шлемы — самые легкие и малозащищенные модели, которые пользуются спросом у водителей малокубатурных мотоциклов и скутеров. Простые как пять копеек шлемы оберегают только затылочную, лобную и теменную части головы, оставляя открытыми подбородок и лицо. Такие модели могут иметь дополнительный козырек и часто совмещаются с очками, визорами. Отсутствие подбородочной части делает его хорошо вентилируемым, шумным и травмоопасным на повышенных скоростях. Такие шлемы интересно дополняют образ ретро мотоциклов и тихоходных моделей.

Интеграл — беспроигрышный вариант, который идеально подходит для любых целей, кроме экстремальной езды по бездорожью. Закрытая конструкция полностью защищает голову мотоциклиста. Цельность такого шлема гарантирует замечательную защиту при падении, так как имеет минимум подвижных частей. Интеграл еще называют «фулл-фейс». Очевидными сильными сторонами станут — звукоизоляция, которая в закрытых моделях будет одной из лучших, минимум снашиваемых запчастей и удачная аэродинамика. Вентиляция в интеграле не на высоте, хотя производители разработали ряд вентиляционных каналов, а при необходимости шлем нужно снимать полностью. Но есть очень удачные по уровню вентиляции предложения, например, Icon Airmada Stack.

При всем этом фулл-фейс отлично подходит для начинающих и опытных мотоциклистов, путешествующих в плотном трафике города. Отдельным бонусом служат широкие линейки визоров, замена которых не составляет особого труда. Для некоторых становится открытием наличие в моделях встроенных очков, да, есть и такие достойные предложения, например Icon Alliance GT Operator!

Модуляр — он же «флип-ап». Его можно назвать тюнингованным, прокаченным интегралом. Суть шлема сводится к максимальному удобству мотоциклиста. Этим активно пользуются любители путешествий на большие и короткие дистанции. Для того, чтобы поговорить, выкурить сигарету или выпить кофе на заправке, достаточно откинуть «щеку» шлема, не снимая его с головы. Такие шлемы всегда имеют множество дополнительных опций, начиная от солнцезащитных очков и заканчивая гарнитурами. За повышенный комфорт приходится расплачиваться показателями аэродинамики, шумностью и лишним весом. Модуляры одни из самых тяжелых шлемов, которые вы только увидите на прилавках.

Кроссовые мотошлемы — узкоспециализированные модели шлемов, которые рассчитаны под классы кросс и эндуро. Эти шлемы легко узнать по усиленной подбородочной части и козырьку. Кроссовые модели не имеют визора, так как приспособлены на ношение специальных кроссовых очков, которые во время тренировок и заездов чаще намного практичнее, нежели визор. Активная езда подразумевает интенсивное дыхание водителя, поэтому отличная вентиляция несомненный огромный плюс таких шлемов. Езда в них на повышенных скоростях достаточно затруднительна из-за защитного козырька, который спасает спортсмена от солнца, дождя, веток и грязи, но оказывает заметное сопротивление встречному ветру. Кроссовые шлема как правило достаточно легкие, но шумные из-за открытой конструкции.

Дуал-спорт — апгрейд шлема, в результате чего получилась модель с двойным назначением, которую можно использовать как на дорогах общего пользования, так и на бездорожье. Эти шлема отчаянно полюбились экстремалам-туристам, квадроциклистам и обладателям снегоходов. Модель слишком тяжела для профессиональных гонок, но очень удобна в активной езде вне трассы. Визор и вынос челюсти шлема облегчают дыхание, которые заметно учащается при сходе с обычной трассы в бездорожье. Дуал-спорт позволяет использовать множество дополнительных опций, что несомненно повышает комфорт.

Выбираем мото шлемВыбираем мото шлем

Определяем размер и форму головы

Определяем форму головы

Надеемся, что один из типов мотошлемов подходит под ваши задачи и кажется удобным. Теперь нам есть с чего начать, и пришло время определить форму головы. Головы большинства людей соответствуют одному из трёх основных типов: овальная, среднеовальная и круглая. Чтобы выяснить, какую форму имеет ваша голова, попросите друга сфотографировать её сверху. Прижмите волосы как можно сильнее и сделайте фото. Какая она? Почти круглая? Длинная и узкая? Или нечто среднее? В каждой местности превалирует какой-то один из этих трёх типов, но лучше выяснить форму своей головы заранее.

Определяем размер головы

Теперь выясним размер мотошлема. Это звучит странно для многих, потому что обычно тема размера головы не на слуху. К счастью, его легко выяснить: попросите друга измерить периметр вашей головы с помощью сантиметровой ленты. Ленту нужно пустить чуть выше бровей и вокруг затылка по самой широкой части. В крайнем случае используйте нитку, которую можно потом приложить к линейке, только не используйте эластичные нитки. Теперь найдите измеренную вами окружность головы в таблице размеров шлемов, чтобы выяснить, какой размерный индекс ей соответствует.

Материалы для мотошлемов

Шлем состоит из 3х слоев:

  • Внутренний – гигиенический слой. Нужен для создания определенного уровня комфорта для райдера. Выполнен из поролона и плотной ткани.
  • Средний –вспененный ударопоглощающий пенополистерол, который позволяет распределить энергию точечного удара.
  • Внешний – внешняя скорлупа или защитный слой. Обычно его делают из легких полимеров – типа поликарбоната или композитных материалов – углеродное волокно – карбон, обычно армированный более жесткими волокнами – волокнами кевлара. Шлемы из этих материалов обладают наилучшими защитными свойствами – прочностью, и небольшим весом. Но их недостаток – это цена, ведь стоят они недешево. Более доступные модели делают из жесткого пластика.

Примеряем мотошлем

Итак, мы уже выяснили, какой тип шлема хотим купить и знаем, какой размер и форма головы нам подойдёт. Это сузит перечень доступных вариантов до вполне приемлемого списка моделей. Закажите выбранные модели в ближайший мотомагазин или курьером с доставкой на дом! Большинство вменяемых мотопродавцов прекрасно понимают, что выбор шлема — это сложно, и идут навстречу покупателю, не создавая проблем с примеркой, возвратом и обменом неподошедших вариантов. Конечно, сразу несколько моделей вам никто не оставит на несколько дней, но примерить при курьере два-три варианта и оплатить только подошедший — вполне можно даже в наших реалиях.

Итак, у нас есть мотошлем. Растягиваем ремешки в стороны и натягиваем за них шлем на голову. Обычно во время натягивания вам неудобно, и это нормально. Возможно, вам придётся поправить уши внутри шлема, и это тоже нормально — примерно, как поправить носок после обувания ботинка. Главное — как сидит надетый шлем.

LiveInternetLiveInternet

Шлемы являются одними из самых известных артефактов военного дела. Появившись на заре цивилизации, они практически никогда полностью не выходили из употребления, постоянно совершенствуясь и развиваясь. Но, пожалуй, наибольшего расцвета шлемы достигли в средние века и в раннее Новое время — их существовали десятки видов. Именно этому интересному историческому периоду посвящена данная статья. Все шлемы, фотографии которых представлены в статье, являются подлинными артефактами своего времени, большинство — музейные экспонаты.

Спангенхельм. Северная Европа. VI в.

Спангенхельм, от нем. Spangenhelm — «заклепочный шлем», был популярным европейским боевым шлемом Раннего Средневековья. Спангенхельм, в отличие от назального, является сегментарным шлемом из металлических полос, которые формируют структуру шлема. Полосы соединяют на заклепках три-шесть стальных или бронзовых пластин. Структура имеет конический дизайн. Спангенхельм мог включать защиту носа (наносник) или полумаску, защищавшую верхнюю часть лица и, очень редко, полнолицевую маску. Более ранние спангенхельмы часто включают откидные створки для защиты щек, сделанные из металла или кожи. Первоначально шлемы типа спангенхельма появились в Средней Азии, точнее в Древней Персии, откуда еще во времена упадка Римской империи по южному пути, вдоль Черного моря, проникли в Европу. Спангенхельм. Средняя Азия. VIII в.

Именно в таких шлемах в Европе в V веке появились воины из кочевых племен степей Евразии, такие как сарматы, которых приняла на службу разваливающаяся Римская империя. К VI веку это был уже наиболее распространенный шлем в Европе, в том числе и у германцев, а также всюду и на Ближнем Востоке.

Вендельский шлем. Скандинавия. VII в.

Шлем оставался в использовании по крайней мере до IX века. Спангенхельм был шлемом с эффективной защитой, который было относительно легко изготовить. Однако слабость конструкции из-за сегментарности в конце концов привела к его вытеснению в IX веке цельнометаллическими назальными шлемами. Назальный шлем. Франция. Начало XIII в.

Назальный шлем (в русской традиции норманнский шлем), от анг. Nasal Helm — «носовой шлем» или «шлем с наносником», — тип боевого шлема, используемого от Раннего до Высокого Средневековья. Является дальнейшим развитием более раннего спангенхельма. Назальный шлем имеет куполообразную форму или поднятый заостренный центр, с единственной выдающейся металлической пластиной, которая простирается вниз по носу. Пластина обеспечивает дополнительную лицевую защиту. Цельнокованный назальный шлем. Моравия. XI в.

Назальный шлем появляется всюду по Европе в конце IX века. Он становится преобладающей формой защиты головы, заменяя предыдущие спангенхельмы и шлемы вендельского типа. Он, а точнее одна из самых ранних его версий — васгард, стал самой популярной формой защиты головы в то время. Назальный шлем начал терять популярность в конце XII века, уступая шлемам, которые обеспечивали лучшую лицевую защиту. И хотя назальный шлем окончательно потерял популярность среди более высокого класса рыцарей к середине XIII века, они были все еще широко распространены среди лучников, для которых широкое поле зрения было крайне важно. Норманн в назальном шлеме. Любительская реконструкция.

Топфхелм. Нюрнберг. Начало XIV в.

Большой шлем (от анг. Great Helm) или топфхелм, от нем. Topfhelm — «горшковый шлем», является самым распространенным западноевропейским рыцарским шлемом Высокого Средневековья. В Испании топфхелмы называли Yelmo de Zaragoza — «Сарагоский шлем», где они впервые появились у рыцарей на Пиренейском полуострове. Возник в конце XII века, в эпоху крестовых походов, и оставался в использовании до XIV века. Они массово использовались рыцарями и исключительно редко тяжелой пехотой приблизительно с 1220 по 1340 гг. В самой простой форме большой шлем представляет собой цилиндр с плоской вершиной, который полностью покрывает голову и имеет только очень узкие прорези для глаз и маленькие отверстия для дыхания. Поздние версии большого шлема получили более искривленную конструкцию к вершине, чтобы лучше отклонять и уменьшать воздействие ударов. Этот более поздний вариант, с более конической вершиной, известен как шлем «сахарная голова» (от анг. Sugarloaf Helm) или кюбельхелм, от нем. Kubelhelm — «ковшовый шлем». Кюбельхелм. Англия. Около 1370 г.

Хотя большой шлем и предложил лучшую защиту, чем предыдущие шлемы, такие как назальный и спангенхельм, он имел большой недостаток: сильно ограниченное поле зрения владельца и очень плохую вентиляцию, которые из-за отсутствия забрала исправить было невозможно. Рыцари носили под большим шлемом войлочный подшлемник, а также могли носить плотно прилегающую стальную шапку (каску), известную как цервельер. К большому шлему мог быть также приделан кольчужный авентайл для защиты шеи, горла и плеч владельца. Постепенно цервельер развился из его ранней формы в самостоятельный шлем — бацинет, и заменил большой шлем на поле боя. Большой шлем постепенно вышел из употребления в течение XIV века, однако и после этого еще долго использовался на турнирах. На турнирах же появилась его новая тяжелая версия штеххелм, от нем. Stechhelm — шлем «жабья голова». Штеххелм. Северная Италия. Вес 8,77 кг. Около 1475-1500 гг.

Штеххелм. Англия или Фландрия. Вес 7,4 кг. Около 1410-1450 гг.

Составной доспех со штеххелмом для турниров короля Испании Филиппа I Красивого. Начало XVI в.


Бацинет открытого типа. Вес 1,8 кг. Около 1370-1400 гг.

Самые ранние версии бацинета начала XIV века не имели никаких забрал и носились под топфхелмами. Во время жестокого рукопашного боя рыцари часто отказывались от большого шлема, поскольку он препятствовал дыханию и имел плохую обзорность. Таким образом, наличие дополнительного шлема меньшего размера под большим было реальным преимуществом в рукопашном бою. К середине XIV века большинство рыцарей отказалось от большого шлема в пользу бацинета. Бацинеты, по большей части открытого типа, активно использовались и пехотой. Самые ранние бацинеты были еще открытыми и даже могли иметь назальную пластину. Однако у них быстро появились забрала, по большей части конической формы, для лучшей вентиляции. Их стали называть хундсгугель, от нем. Hundsgugel — «собачья морда», а также «свиным рылом» (от анг. Pig Faced). Вторым типом был клапвизор — забрало с менее вытянутой вперед формой, крепившееся единственным стержнем спереди ко лбу и фиксируемое ремешками по бокам, который был наиболее распространен в Германии. Бацинет с забралом хундсгугель. Германия. Около 1375-1400 гг.

Бацинет с забралом клапвизор. Германия. Около 1420-1430 гг.

Бацинет с поднятым забралом клапвизор. Германия. Около 1420-1430 гг.

У ранних версий иногда был кольчужный авентайл для защиты шеи, горла и плеч владельца, в то время как более поздние версии (с начала XV века) часто защищали шею отдельной пластиной — латным ожерельем. На бацинетах почти всегда проделаны маленькие отверстия вокруг краев шлема. Эти отверстия использовались для крепления обивки внутри шлема. Ношение бацинета уже не требует отдельного подшлемника, как у большого шлема. Обивка была сделана из полотна или льняной ткани и набита смесью из шерсти и конского волоса. Ремней под подбородок для фиксации шлема на голове тогда не использовали. Бацинет с забралом и без (часто рыцари носили с собой несколько сменных забрал — один для копейной сшибки, другой для рукопашного боя) был наиболее распространенным шлемом, который носили в Европе на протяжении всего XIV века и в начале XV века, включая почти всю Столетнюю войну. В Германии в начале XV века появилась более выпуклая версия бацинета с большими пластинами, чтобы лучше защищать горло. Забрало и сам шлем приобрели округлую форму со множеством отверстий. Такие шлемы получили название гранд-бацинеты, которые использовались рыцарями на турнирах, пока к концу XV века не развились в закрытые шлемы. Гранд-бацинет. Возможно, Англия. Около 1510 г.

Составной кольчужно-латный боевой доспех с бацинетом хундскугель конца XIV-первой половины XV в.в. Музейная реконструкция

Салад открытого типа. Италия или Испания. Вес 1,51 кг. Около 1470-1490 гг.

Салад или целата был боевым шлемом, который заменил бацинет в Северной Европе и Венгрии в середине XV века. Большинство рыцарей побогаче носили салады с дополненными расширенными пластинами спереди, защищавшими нижнюю часть лица, челюсть и шею, называемые бевор. Салад закрытого типа. Германия. Вес 3,62 кг. Около 1490 г.

Бевор может быть сделан из единственной пластины или сформирован из нескольких пластин вокруг шеи и подбородка. Бевор, как правило, носили вместе с саладом, а позже и с некоторыми бургундскими шлемами (бургиньотами), в который бевор был уже встроен в сам шлем, став по сути забралом. В обоих случаях две части брони объединялись, чтобы обеспечить защиту для всей головы и шеи. Большая часть саладов не нуждалась ни в каких вентиляционных отверстиях, поскольку имелся естественный промежуток между самим шлемом и бевором, как раз около рта и носа владельца. Отличительными чертами саладов являются округлая форма и сильно выступающий назад назатыльник шлема, который с течением времени все более удлинялся. Он мог представлять собой монолитную конструкцию со шлемом или прикрепляться отдельно и состоять из нескольких пластин. Забрало у некоторых саладов было подвижным — можно было при необходимости поднимать и опускать его. Активно использовался до 30-х годов XVI в. как рыцарями, так и пехотой, особенно в Германии, когда им на смену пришли бургиньоты и закрытые шлемы. Салад с забралом и бевором. Южная Германия. Вес 3,79 кг. Около 1480-1490 гг.

Дизайн саладов контрастировал с итальянской разновидностью боевых шлемов — барбютами, которые были популярны в Италии в то же время.

Барбют. Брешиа. Вес 2,21 кг. Около 1470-1480 гг.

Итальянские мастера взяли за пример при его создании классические греческие шлемы, которые иногда случайно находили в древних развалинах на территории Италии. Отличительной чертой барбютов, как правило, является сформированная в форме букв «T» или «Y» открытая часть шлема для глаз и рта. Забрал не имеет. Существование барбютов ограничилось XV веком. Бургиньот открытого типа с ремешком. Северная Италия. Вероятно, Милан. 1571 г.


Бургиньот, бургундский шлем или штурмхаубе, от нем. Sturmhaube — «штурмовая каска», впервые появился в Бургундии в первой половине XVI века. Шлем в форме чаши с латным воротником шеи и, как правило, с гребнем. Имеет большое количество разновидностей. Бывают открытого и закрытого типа. В любом случае имеют подвижный верхний щиток в форме козырька, поднимающийся вверх, и раскрывающиеся в стороны науши, которые крепятся на шарнирах к шлему. Если науши друг с другом не соединяются или соединяются только подбородочным ремешком, то это бургиньот открытого типа. Бургиньот закрытого типа. Вес 2,4 кг. Около 1620-1630 гг.

Бургиньот закрытого типа. Франция. Вес 2,24 кг. 1610 г.

У закрытого типа науши образуют жесткую конструкцию и соединяются вместе спереди крючком, образуя подбородник. Имеют округлую форму и почти все имеют тонкий гребень разной высоты. В наиболее защищенном варианте может дополняться откидным книзу наподбородником вместо наушин — falling buffe, образующим подобие забрала. Бургиньот с откидным наподбородником венгерского типа. Германия. Около 1550 г.

Бургиньот с поднятым козырьком и опущенным наподбородником венгерского типа. Германия. Около 1550 г.

Очень удобные в ношении шлемы, обеспечивающие хорошую защиту. Был боевым шлемом и очень активно использовался кавалерией, и реже пехотинцами. Имеет уникальную итальянскую разновидность — тяжелый штурмовой шлем савойяр, отличительной внешней чертой которого является гротескно-упрощённое подобие веселого лица с усмехающимся ртом Бургиньот Савойяр. Северная Италия. Вес 4,5 кг. Около 1600 г.

Бургиньот Савойяр с поднятым козырьком и откинутыми наушами. Северная Италия. Вес 4,5 кг. Около 1600 г.

Составной боевой доспех с бургиньотом. Нюрнберг. Последняя четверть XVI в.

Морион трабантлейбгвардии курфюрста Саксонии Кристиана II. Около 1600 г.

Морион — всем известный цельнометаллический открытый шлем с очень большим гребнем и сильно загнутыми спереди и сзади полями. Появился в начале XVI века и был в употреблении еще в начале XVII века. Получил широкое распространение по всей Западной Европе, особенно в Испании и Англии. В массовой культуре неразрывно связан с образом конкистадоров. Использовался как кавалерией, так и пехотой. Армэ. Милан. Вес 2,9 кг. Около 1490 г.

Армэ появились в конце XV века (хотя в Италии еще в первой половине XV века), просуществовали почти весь XVI век. Наряду с закрытыми шлемами являются самыми совершенными и одновременно защищенными шлемами в истории. Отличительной чертой армэ является наличие двух подвижных раскрывающихся частей — наушей, крепящихся на шарнирах и соединяющихся на подбородке штифтом и защищающих боковые части головы, щеки и подбородок. Всегда имеют поднимающееся назад и вверх забрало. Арме мог иметь встроенную защиту для шеи и ключиц. Армэ со снятым забралом. Северная Италия. Вес 3,6 кг. Около 1470-1510 гг.

Армэ и закрытые шлемы имеют особую разновидность забрал в форме гротескной маски лица с большим горбатым носом. Армэ с забралом-маской. Инсбрук или Нюрнберг. Вес 3,23 кг. Около 1520-1525 гг.

Закрытый шлем с забралом-маской. Около 1520-1530 гг.


Использовался рыцарями на турнирах и в бою. Армэ и закрытые шлемы были дороги и поэтому доступны далеко не всем рыцарям.

Закрытый шлем с сегментарным забралом. Милан. Вес 2,78 кг. 1590-1595 гг.

Закрытый шлем был боевым шлемом, который носили кавалеристы в позднесредневековую и в ренессансную эпоху — XVI век и первая половина XVII века. Как тип шлема, он появился ближе к концу XV века, хотя есть и более ранние экземпляры. Закрытый шлем очень похож на более ранний армэ, но имеет различный метод открытия и конструкцию. В то время как у армэ есть две подвижные раскрывающиеся науши, у закрытого шлема вместо этого есть своего рода встроенный бевор или нижнее забрало, которое прикреплено таким же образом к шлему, как и его верхнее забрало, часто на одних и тех же креплениях. Нижнее и верхнее забрало у закрытых шлемов подвижны.

Закрытый шлем. Аугсбург или Нюрнберг. Вес 2,8 кг. Около 1580 г.

Закрытый шлем. Северная Италия. Вес 3,86 кг. Около 1600-1620 гг.

Закрытый шлем полностью защищает голову, имеет характерную округлую форму и, как правило, массивный рифленый гребень. Часто имеет и встроенную защиту шеи, горла и ключиц. Закрытый шлем штатгальтера Испанских Нидерландов Фернандо Альвареса де Толедо, герцога Альбы. Милан. Около 1570 г.

Составной доспех с закрытым шлемом. Возможно рыцаря Мальтийского ордена. Милан. Около 1590 г.

На протяжении XVII века шлемы вместе с остальными доспехами постепенно вышли из употребления в военном деле: они стали просто бесполезны против все более совершенствующегося огнестрельного оружия, оставшись только у тяжелой кавалерии в Европе — кирасиров. Ранний кирасирский шлем. Нюрнберг. Около 1610-1620 гг.

Аркебузерский шлем. Англия. Вес 2 кг. Около 1630-1640 гг.

Осадный шлем для эскалады (штурма крепостных стен с использованием приставных лестниц). Франция. Вес 10,17 кг. Около 1650-1670 гг.

Доспех с кирасирским шлемом короля Португалии Педро II. Вес (общий) 19,6 кг. 1683 г.

Подход к формированию армий существенно изменился: если в предыдущую эпоху для овладения холодным оружием рыцарям требовались годы обучения и уйма средств на снаряжение, то появление огнестрельного оружия все перевернуло с точностью до наоборот. Стоимость подготовки и снаряжения боевой единицы для эффективного боя кардинальным образом снизилась. Больше не было необходимости в дорогих доспехах. На несколько столетий шлемы практически выходят из употребления.

Проверяем посадку шлема

Как должен ощущаться надетый шлем? Любой значительный дискомфорт означает, что нужно попробовать другой шлем — размер или модель. Вряд ли вы сильно ошиблись с размером, а у некоторых производителей бывают линеры (мягкая внутренняя обивка) промежуточных размеров под заказ. В любом случае, попробуйте заказать шлем на полразмера или размер больше или же выберите другую модель.

Если шлем сидит как нужно, вы должны чувствовать щёчные подушки шлема. При правильной посадке шлема щёки должны быть слегка приподняты и вид при этом будет несколько потешный, как у хомячка (открытые шлемы могут не иметь щёчных подушек). Дальше, попробуйте подвигать шлем за подбородок: при этом должны двигаться щёки, а шлем проворачиваться не должен. Если он проворачивается хотя бы на сантиметр — берите размер поменьше. Если шлем туговат, знайте, что через 15-20 часов езды линер усаживается на 15-20 процентов, становясь свободнее.

Конструкция мотошлемов

Любой шлем, независимо от своего вида, должен включать ряд обязательных конструктивных элементов.

Внешняя оболочка шлема обеспечивает защиту от ударов посторонними предметами и распределяет ударную нагрузку на нижележащие слои в аварийной ситуации. Кроме того, она должна обладать хорошими аэродинамическими качествами. Исполняется она из поликарбоната, стекловолокна или термопластика.

  • Стекловолоконные отличаются хорошей прочностью и долговечностью.
  • Поликарбонатные значительно легче, но и цена их намного выше.
  • Литые пластиковые – самые дешевые из всех, но долговечность их оставляет желать большего, они боятся внешних агрессивных химических воздействий (бензина, растворителя, выхлопа и т. д.).

Защитный слой (слой безопасности), главная его функция – поглощение энергии удара. Выполнен он, как правило, из пенополистирола. Некоторые дешевые шлемы такого слоя не имеют – их даже не стоит принимать в расчет при покупке.

Отделочный, комфортный слой – он обеспечивает удобство ношения шлема, плотное прилегание его к голове не в ущерб общей комфортности. На многих моделях он является съемным, что дает возможность для его периодической чистки или стирки.

Система вентиляции – особенна важна в шлемах интегрального типа. Повышает комфортность шлема, в значительной мере предотвращает запотевание визоров.

Система крепления – присутствует на шлемах открытого типа, включает в себя подбородочные ремешки. При выборе модели обязательно следует обратить внимание на удобство ремней и надежную систему фиксации замков.

Интересный материал про необычные зимние виды спорта: натурбан, сноускут и другие.

О сноубордистах и горнолыжниках мы также собрали пятерку лучших фильмов. Если не знаете, что посмотреть, вам сюда.

О прыжках с парашютом можно почитать на этой странице: pro-extrim.com/vysota/parashyuty/pryzhok-s-parashyutom.html

Защита глаз и лица – это может быть козырёк или защитное секло, визор, на котором стоит остановиться подробнее.

Носим мотошлем полчаса

Носим мотошлем полчаса

Проведите в шлеме 15-30 минут. Просто посидите, посмотрите Ютуб, почитайте. Вам нужно понять, давит ли мотошлем на какие-то конкретные точки. Просто плотная посадка — это нормально, но если вам пришлось снять шлем, чтобы избавиться от боли — этот шлем не для вас. Дискомфорт обычно проявляется в двух местах: на лбу и чуть над висками. Если на лбу после снятия шлема видна большая красная полоса — попробуйте другой шлем. Это значит, что шлем недостаточно овальный для вас. Если же шлем сжимает виски, он слишком овальный (иначе говоря, недостаточно круглый). Имейте в виду, что носить шлем для примерки желательно в помещении, тогда он формально останется неиспользованным.

Шлемы, после поездки в них, принимают к обмену далеко не все магазины.

Всё в порядке? Едем кататься!

Едем кататься!

В шлеме никогда не будет так же удобно, как сидеть дома без него. Вам должно быть достаточно удобно в новом шлеме, чтобы носить его полчаса, не ощущая сильного дискомфорта. Не забудьте, что поначалу допустим лёгкий дискомфорт, пока шлем не прошёл «обкатку» в виде 15-20 часов езды на мотоцикле. После этого линер примет форму головы, и шлем будет сидеть ещё лучше. Поздравляем с покупкой!

Ссылка на основную публикацию
Похожее