Spread the love
Датчики желательно приобретать с завода-изготовителя во избежание покупки подделки. Можно, конечно, ничего не покупать и не устанавливать, сэкономив, таким образом, собственные деньги, силы и время. Но, как показывает практика, такая экономия очень даже просто может выйти боком для владельца снегохода – ремонт двигателя обходится в разы дороже.
Правильная, стабильная работа двигателя зависит от очень многих факторов, важнейший же из них – его температура, особенно это важно для двухтактных моторов с воздушным охлаждением – это в полной мере касается и снегоходов. На больших оборотах, а также при значительных или даже запредельных нагрузках данный параметр может подняться до критического уровня. Длительная эксплуатация в таком режиме приводит к довольно серьезным поломкам, значит, к дорогостоящему ремонту. Поэтом пользователям нужно знать какая рабочая и критическая температура снегохода Тайга 500.
Как измерять температуру двигателя снегохода
Необходимо следить за работой двигателя. Нужно:
- Прислушиваться к работе мотора.
- Следить за его температурой.
Для того чтобы режим поддерживался на нужной отметке на всех снегоходах существует система охлаждения. Контроль же лучше вести при помощи специального датчика температуры.
Особенно важно это делать на двухтактных моторах.
Не все снегоходы имеют датчики, установленные с завода, поэтом на многих настоятельно рекомендуется устанавливать таковые самостоятельно или же в условиях мастерской.
Так, когда дисплей с цифровой индикацией выведен на приборную панель можно контролировать довольно точную температуру каждого цилиндра.
Принцип работы датчика по измерению температуры двигателя на Снегоходе Тайга 500
Принцип работы большинства датчиков тот же, что и на снегоходах советского производства:
- Под запальной свечой стоит кольцо с термопарой внутри.
- Сигнал от этого элемента приходит на прибор, по которому контролируют температуру.
На снегоходе «Рысь» выполнено на цилиндре резьбовое отверстие, куда и вворачивается индикатор.
Другие модели аналогичной техники таких отверстий не имеют – их нужно сверлить, для того чтобы датчик установить. Если снегоход гарантийный, то это решение не самое удачное – так можно потерять гарантию.
Если снегоход с водяным охлаждением, то есть возможность установки металлического патрубка с резьбой, который встраивают в разрезанный шланг охлаждающей системы.
На снегоходе «Тайга 500» датчик температуры (ЦИТД-5 ТПТ-3-6У) устанавливают под запальную свечу.
Такое решение актуально для любой мототехники.
При помощи ЦИТД 5 можно выявить не только температуру мотора, но и другие важнейшие показатели:
- Обрыв ремня вентилятора.
- Забитый снегом воздухоприемник.
- По разнице температур (между цилиндрами) определить неисправности в подаче топлива или образовании искры, подсос воздуха и перегрузку мотора.
Высокая температура – причина вышеперечисленных неисправностей, и владельца снегохода она должна не только настораживать, но и искать причины ее возникновения.
Краткая характеристика
Краткая характеристика прибора:
- Диапазон минус 50 – плюс 250 °С.
- Критическая (при которой подается сигнал о перегреве двигателя) — 195°С.
- Погрешность – 2 градуса, не более.
- Прибор предназначается как для снегоходов с АКБ, так и без них (переменный или постоянный ток). Напряжение – 12В.
- Температура эксплуатации окружающей среды – минус 50 – плюс 50 °С.
- Корпус выполнен размером 45×93 см.
- Имеются два светодиода-индикатора, отображающие температуру каждого цилиндра в отдельности.
- Управление прибором осуществляется от многофункциональной кнопки.
Когда температура одного или же обоих цилиндров достигает 195°, индикация отображает температуру до предела измерения (250°С) в режиме пульсации.
Такой сигнал индикаторов свидетельствует о том, что приближается критическая температура.
Как установить прибор
Для того чтобы установить прибор ЦИТД 5, нужно врезать его в панель. Корпус предохраняется от выпадения из вырезанного окна посредством Г-образных скоб, закрепленных на винтах.
Необходимость установки датчиков перегрева двигателя для снегохода
Контроль температуры двигателя крайне важен для моторов воздушного охлаждения.
Особенно у двухтактных — значительно худшее по сравнению с четырехтактными двигателями охлаждение поршня.
Которое способно при перегреве от бедной смеси привести к прогару донышка поршня.
И если двухцилиндровый снегоход еще способен продолжать движение после этого некоторое время, то одноцилиндровый придется брать на буксир или бросать, идя за помощью.
Чтобы вовремя обнаружить признаки перегрева, служат индикаторы температуры двигателя. Большинство из них предусматривают не только яркую цифровую индикацию температуры, но и сигнализируют о перегреве как визуально, так и звуковым сигналом.
Температура может сниматься как с одного, так и с двух цилиндров.
А дополнительными опциями могут быть индикация оборотов двигателя и температуры окружающего воздуха.
Даже для сверхсовременных снегоходов с турбонаддувом есть тюнинговые решения наподобие KOSO X-2 Boost Gauge — индикатора давления наддува, состава смеси и многого другого.
Как это работает
Еще в 80-е годы была популярна установка на «Бураны» и «Икары» разным образом добытых авиационных приборов.
Температура ими считывалась через кольцо со встроенной термопарой, устанавливаемое под свечой зажигания.
Такой же принцип используют и многие современные датчики температуры, предлагаемые для снегоходов.
На «Рысях» же головка цилиндра имеет ничем не занятое технологическое отверстие с резьбой. Для них выпускались датчики температуры, заворачивающиеся в это отверстие, однако в связи с прекращением производства снегохода их найти достаточно трудно.
Другие же снегоходы потребуют сверления головки цилиндра. Для новой техники, находящейся на гарантии, мало приемлемо.
Для снегоходов с водяным охлаждением, лишенных штатного индикатора температуры охлаждающей жидкости, есть предложение от фирмы Koso и ее китайских клонов.
Это небольшой металлический патрубок, посередине которого нарезана резьба для датчика, вставляется в разрезанный шланг системы охлаждения.
Как уже упоминалось выше, главная проблема двухтактных моторов — прогар поршня при бедной смеси.
Отследить состав смеси достаточно точно позволяют датчики температуры выхлопных газов.
Так, подобное устройство не только штатно устанавливается на рыбинскую «Тайга Варяг 550», но и рекомендуется к применению на всех снегоходах «Тайга».
Ряд производителей подобных приборов стараются расширить их функционал, совместив указатели температуры с тахометром.
Установку прибора это практически не усложняет, так как датчик оборотов представляет собой всего лишь несколько витков провода, которые наматывают на высоковольтный провод.
Японский байк Kawasaki Ninja 300, технические характеристики, модельного ряда.
Советы и рекомендации о правильном подборе обуви для езды на снегоходе.
Примеры установки
На снегоходе «Варяг 500», в отличие от 550-кубового варианта, нет штатного датчика температуры.
Можно аналогичным образом установить использованный там KOSO RX2N+ RMZ — в этом случае сам прибор устанавливается на место штатного спидометра, подключается к сети питания.
А затем на один из выхлопных патрубков как можно ближе к мотору надевается специальный хомут из установочного комплекта.
Приваренная к хомуту резьбовая втулка используется как кондуктор для сверления в патрубке отверстия, а затем в нее заворачивается датчик. Установка в этом случае проста, но отталкивает высокая цена самого комплекта.
Также можно использовать комплекты с датчиками температуры под свечи — как двухканальные (с контролем температуры каждого цилиндра), так и одноканальные.
При установке одноканального индикатора как на этот, так и на любой другой снегоход с двумя цилиндрами желательно устанавливать датчик под свечу цилиндра, отдаленного от крыльчатки охлаждения — он обдувается более горячим воздухом и перегреется первым.
Для снегоходов «Рысь» удобно использовать технологическое отверстие сбоку головки цилиндра. При установке датчиков, идущих в комплекте с прибором ЦИТД-4, его нужно доработать, углубив сверлом на 6 миллиметров.
Отверстие заполняется теплопроводной пастой, и туда заворачивается датчик, корпус индикатора же врезается в приборную панель.
Обычно приборы выпускаются круглыми для упрощения монтажа, так как для их установки потребуется лишь коронка и шуруповерт.
Для малогабаритного снегохода наподобие Irbis Dingo 150 оптимальна установка датчика температуры в виде кольца под свечу зажигания — например, в комплекте с доступным по цене прибором «Мототермометр МТ-30».
Открытая конструкция снегохода значительно облегчит прокладку проводки.
Но вот к исполнению самого индикатора температуры есть требование: врезать его некуда, следовательно, он должен быть рассчитан на наружный монтаж или для него придется приобретать специальное крепление (подиум).
Для установки на импортный снегоход, например, популярной в России фирмы Yamaha, может быть удобным разное исполнение датчиков в зависимости от конструкции снегохода.
Так, свободное место на панели Yamaha Viking 540 позволяет врезать туда популярные приборы ЦИТД.
Конструкция ряда снегоходов позволяет устанавливать датчики температуры не под свечи, а под гайки крепления головок цилиндров.
Этот способ более удобен, так как упрощает смену свечей зажигания и исключает возможность повредить при этом датчик.
Датчики в таком случае нужно размещать ближе к центру двигателя — в этом случае будет наименьшим разбег показаний из-за разного расстояния от вентилятора охлаждения.
Какова стоимость работ?
Цена установки дополнительных приборов на снегоходы может значительно варьироваться даже в одном городе.
Дороже всего установка врезных индикаторов, еще больше поднимает ее необходимость сверления отверстий под резьбовые датчики температуры.
Также порядок цифр в прайс-листах обратно пропорционален уровню конкуренции.
В среднем работа по установке врезного индикатора с датчиками под свечи обходится клиенту в 200-2500 рублей, резьбовые датчики могут добавить к цене еще тысячу.
Если же корпус индикатора крепится на приборной панели двусторонним скотчем или через кронштейн, установка такого комплекта вряд ли будет дороже полутора тысяч рублей.
Многие спорят о том какая нужна одежда для катания на квадроцикле, давайте попробуем в этом разобраться.
Мы попытались собрать самые удачные фото Kawasaki Vulcan.
Какая рабочая температура двигателя на снегоходе «Тайга»
Как уже понятно из вышесказанного, рабочая температура двигателя снегохода «Тайга» не должна превышать 190°С, и ее рост служит сигналом тому, чтобы принять меры к уменьшению таковой.
Если этот показатель продолжает расти, то настоятельно не рекомендовано глушить мотор снегохода. В этом случае сбрасывается газ, и движение продолжается на средних оборотах, или же если и это не помогает, то следует остановиться и резкими прогазовками сбросить высокую температуру.
За показаниями прибора нужно следить постоянно, и за разницей температур обоих цилиндров тоже – она не должна превышать 15°С, хотя в идеале расхождения допустимы не более пяти градусов.
Начинать движение при прогреве двигателя нужно с отметки в 30-35°С.
Общие рекомендации
Следует помнить, что любой человек, севший за руль снегохода, является на первых порах новичком, независимо от его предыдущего опыта вождения автомобиля, мотоцикла или другого транспортного средства. Безопасность езды на снегоходе зависит от многих факторов: дальности видимости, скорости движения, атмосферных осадков, состояния снежного покрова, загруженности трассы, технического состояния снегохода, а также от навыков управления снегоходом.
Водитель должен в совершенстве изучить особенности эксплуатации и освоить правила вождения снегохода. Умение управлять снегоходом приходит со временем, в результате тренировок и упражнений.
Владелец или водитель отвечают за исправное состояние снегохода, за предварительный инструктаж и безопасность пассажиров, а также за
безопасность других людей, допущенных ими к самостоятельному управлению снегоходом.
Не садитесь за руль снегохода после употребления алкоголя или наркотических препаратов. Езда в нетрезвом состоянии свидетельствует о безответственном отношении не только к окружающим, но и к самому себе.
Рискованная манера езды, провоцирующая такие ситуации, в которых водитель не может полностью контролировать движение снегохода и оказывается не в состоянии предотвратить опасных последствий, могут стать причиной травмирования водителя, пассажира и других находящихся поблизости людей.
Водителю снегохода рекомендуется всегда надевать защитный шлем. Защитные шлемы предохраняют голову от травмирования или снижают тяжесть травм. Кроме того, шлем предохраняет голову от переохлаждения. Под шлем надевайте шапочку и маску для защиты лица. Обязательно применение защитных очков или лицевого щитка, который закрепляется на шлеме. Эта рекомендация относится и к пассажиру.
Снегоход – открытая машина, поэтому отправляясь в поездку, следует одеваться в теплую и удобную, не стесняющую движений одежду, принимая во внимание, что добавочное охлаждение с учетом скорости снегохода и скорости ветра может вдвое и более превышать температуру окружающего воздуха (см. таблицу 1).
Во время дальних поездок через каждый час непрерывного движения на снегоходе рекомендуется делать кратковременные остановки для отдыха.
Во избежание снижения ресурса, не рекомендуется длительная работа двигателя на максимальном режиме.
Таблица 1
Температура окружающего воздуха, С | Температура с учетом добавочного охлаждения, С | |||||||||
2 | –12 | –14 | –15 | –16 | –17 | –17 | –18 | |||
–1 | –13 | –16 | –18 | –19 | –20 | –21 | –22 | –23 | ||
–4 | –12 | –16 | –19 | –22 | –23 | –24 | –26 | –26 | –27 | |
–7 | –16 | –21 | –23 | –26 | –28 | –29 | –29 | –30 | –31 | |
–10 | –12 | –19 | –24 | –27 | –30 | –32 | –33 | –34 | –35 | –35 |
–12 | –14 | –23 | –28 | –32 | –34 | –36 | –37 | –38 | –39 | –40 |
–15 | –18 | –26 | –33 | –36 | –38 | –40 | –41 | –43 | –44 | –45 |
–18 | –21 | –29 | –38 | –40 | –42 | –44 | –46 | –47 | –48 | –49 |
–21 | –23 | –33 | –40 | –43 | –46 | –48 | –50 | –52 | –53 | –53 |
–24 | –26 | –36 | –43 | –47 | –51 | –53 | –55 | –56 | –57 | –58 |
–26 | –29 | –40 | –47 | –51 | –55 | –57 | –59 | –61 | –62 | –62 |
–29 | –32 | –43 | –50 | –55 | –58 | –61 | –63 | –65 | –66 | –67 |
Скорость снегохода, км/ч |
В зависимости от длительности и дальности совершаемых поездок каждый снегоход должен быть обязательно укомплектован минимально необходимым набором инструментов, запасных частей и принадлежностей, которые могут понадобиться в пути или при аварийной ситуации.
Дальние поездки на снегоходе в одиночку представляют опасность. Вы можете израсходовать весь запас топлива, попасть в аварию или повредить свой снегоход. Помните о том, что снегоход за полчаса проходит большее расстояние, чем Вы способны преодолеть за целый день, передвигаясь пешком. Дальние поездки следует совершать, как минимум вдвоем на двух снегоходах. Даже в этом случае обязательно скажите комунибудь, куда Вы направляетесь и когда планируете вернуться назад.
На длительных стоянках и при больших перерывах в эксплуатации снегоход следует накрывать защитным чехлом (после того, как двигатель охладится). Это предохранит снегоход от обмерзания, а также будет способствовать лучшей сохранности покрытия корпуса.
При частом использовании снегоход рекомендуется хранить в неотапливаемом помещении. При этом предотвращается конденсация влаги на металлических деталях снегохода, что обычно происходит, когда снегоход хранится в теплом месте.
Перед тем как тронуться с места, Вы должны знать, как остановить снегоход. Помните, что снегоход обладает инерцией и не может остановиться мгновенно. Тормозная эффективность снегохода зависит в большой степени от глубины и плотности снега и состояния ледяного покрова. При интенсивном торможении снегохода, которое сопровождается блокировкой гусениц тормозом, возможна потеря курсовой устойчивости и боковое скольжение снегохода.
Переключение коробки реверса выполняйте после полной остановки снегохода в следующем порядке: сбросьте газ, дайте выдержку в несколько секунд и нажмите на рычаг тормоза, переведите рукоятку переключения передач в нейтральное положение, затем включите соответствующую передачу.
Какая критическая температура двигателя снегохода «Тайга»
Когда температурный режим мотора превышает 200 градусов, то высока вероятность того, что двигатель может претерпеть необратимые физические изменения, итогом которых будет дорогостоящий ремонт такового. Критическая температура двигателя снегохода «Тайга Варяг 550V» равно как и 550 модели не имеет различий.
Тем не менее, все те же 200 градусов допустимы, но только кратковременно.
Потребитель должен иметь представление, какая рабочая температура двигателя должна быть на снегоходе «Тайга».
Не стоит экономить на качественных маслах – это продлит существенно «жизнь» мотора.
Проверка работоспособности
Проверку работоспособности датчика после покупки можно произвести еще до его установки на снегоход.
Последовательность:
- Подключить прибор в аккумуляторной батарее.
- Любым способом нагреть датчик. Например, используя строительный или даже обычный фен.
Конечно, правильнее будет подвергнуть датчик предельному паспортному нагреву в 250 градусов для того чтобы убедиться окончательно в его исправности.
Стоимость датчика
Стоимость ЦИТД с датчиками под свечи зажигания снегохода – до 7 тыс. руб. Это заводская цена.
Длина провода (вместе со свечными кабелями) — 2,4 метра, и если есть на то необходимость, ее можно увеличить самостоятельно.
Прибор комплектуется всем необходимым для монтажа.
Гарантия составляет 12 месяцев, а минимальный срок службы — 5 лет.
Какую плетеную леску выбрать для спиннинга
Технические характеристики ЦИТД 5
Диапазон измеряемых температур | -50…+250°С |
Допустимая погрешность измерений | ±2°С |
Температура подачи сигнала при перегреве | 195°С |
Количество датчиков | Датчик температуры двигателя — 2, датчик уличной температур – 1 |
Номинальное напряжение (постоянное или переменное) | 12В |
Допустимое отклонение напряжения от номинала | ± 3 В |
Потребляемая мощность | 1Вт |
Температура эксплуатации | -50 .. +40 ºС |
Выбор между двумя моделями
Довольно часто пред потребителем встает вопрос: снегоход «Тайга Варяг 500» или же 550? Обе модели при этом очень популярны.
Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос. Следует изучить характеристики обеих моделей.
Техническая характеристики «Тайга Варяг 500»
- 2-х цилиндровый мотор объемом в 503 см3
- Воздушное охлаждение
- Надежный и совершенный карбюратор «РМЗ 500»
- Топливная система -«MIKUNI» (Япония)
- Электронное зажигание от «DUCATI» (Италия)
- Два посадочных места – водитель/пассажир (модель планировалась одноместной)
- Ходовая часть – амортизаторы. Ход – 115 мм (у предыдущей – 150 мм)
- Подогрев ручек
- Эргономичный трубчатый руль от снегохода «Тикси»
В штатной комплектации отсутствует:
- Электрозапуск
- Раздельная система смазки
Датчик температуры Буран (электронный мото — термометр −70/+250)
Описание: Универсальный электрический прибор для снятия данных с 2х-4х тактных двигателей — снегоходов, мотоциклов, скутеров, лодочных моторов и прочее… Рабочее напряжение 12 Вольт (от 7.5 до 20 вольт). Датчик температуры — контактный (цилиндр-свеча) — диапазон измеряемых температур от −70 до +250 С; Корпуса не имеет. Размеры незначительные, легко врезается в любое место Работает корректно± 1С.
Для установки датчика под свечу необходим дополнительный переходник.
Возможна доставка по России почтой с наложенным платежом.
Перед отправкой, датчики проверяются на корректность показаний.
Рекомендации по установке датчиков температуры
Монтируя корпус прибора в панель приборов снегохода учитывайте: место установки должно постоянно быть перед глазами, без помех обзора, с незначительным воздействием воздушных завихрений (при движении снегоход поднимает снежную пыль, которая в разных частях снегохода оседает не одинаково). Прокладка проводов осуществляется с применением частой фиксирующей укладки или следует помещать провода в дополнительную защиту типа кембрик. Изоляция проводов слабая, от вибрации может перетереться, что приведет к замыканию. При удлинении проводов датчика (если возникла необходимость), следует учитывать что температурный датчик полярный и производить соединение в соответствии с полярностью. Места соединений следует пропаивать, изолировать. Не стоит монтировать провода на скрутках. Возможно обойтись без пайки, применив для соединения проводов эл. разъемы автомобильного типа. В дальнейшем такое соединение более удобно при ремонтных работах, так как позволяет сделать компоненты прибора легко съёмными. Примечание! провода датчика термостойкие — выдерживают рабочую температуру двигателя, но не выхлопного коллектора. Удлинять их можно любым проводом, не превышая сопротивление каждого провода 5 Ом. Вне зависимости от метода установки датчика, полезно изолировать выступающие части оболочки датчика (латунной гильзы), от набегающего воздушного потока. Например, применив отрезок кембрика, который снизит тепловые потери, этот же метод можно применять при установке датчика под свечу зажигания. Подачу питания — подключение датчиков температуры выполнять в соответствии с руководством по установке прибора. Чаще используется подключение питания через замок зажигания. Как? На замках зажигания, имеется клемма, напряжение на которой отсутствует в моменты — ключ выключен, ключ повернут в положение работы эл. стартера, но имеется, когда зажигание включено, или двигатель запущен. Таким образом, замок зажигания выполняет функции выключателя. Схема питания достаточно проста: питание подается через отдельные провода с клемм аккумулятора — замок зажигания — схема, которую вы спаяли — прибор. Если замок зажигания отсутствует, возможно, использовать отдельный тумблер. При отсутствии аккумуляторной батареи, допустимо подключение к понижающим клеммам штатного стабилизатора напряжения. Четко запомните, что прибор не рассчитан на подключение к сети переменного тока, или напрямую к магнето двигателя минуя штатный стабилизатор напряжения. Так же его не следует подключать к старому типу выпрямительных устройств Российской техники типа ВУ.
Среднестатистическая рабочая температура исправного двухцилиндрового двигателя, при легких и средних условиях эксплуатации, составляет 140 — 150 градусов Цельсия. При любом из рассмотренных способах установки датчиков, температура расхождения между левым и правым цилиндром не должна превышать 20С. Полностью исправный, новый двигатель имеет расхождение по температуре левого и правого цилиндров в 5 — 10 градусов. Допустимым считается до 20 С. При этом разброс температуры между цилиндрами может меняться в зависимости от скорости движения.
Установка датчиков под свечу зажигания имеет несомненные плюсы к которым относятся: если двигатель на гарантии, такая установка не приведет к её потере (требует уточнения у дилера); способ установки менее затратен по времени; определенная точность показаний — датчик находится в непосредственной близости к эпицентру горения, на него не воздействует рассеивание тепла в различных частях двигателя — при такой установке, при снятии показаний, возможно, опираться на общепринятый шаблон 180 — 200 градусов (в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного технического средства). К минусам такой установки относится большая вероятность повредить датчик при монтаже свечей зажигания.
Примечание: Прибор имеет возможность питания как от переменного, так и от постоянного напряжения 12В.