Существует две формы балансировки: статическая и динамическая
Статическое нарушение равновесия — это неравномерно распределенная масса на оси вращающихся объектов, в результате чего более тяжелая сторона объекта падает в самое низкое положение,пример грузик «А», когда оно находится в покое. Это означает, что если бы вы поместили колесо на свободно вращающуюся ось, оно оставалось бы неподвижным независимо от своего положения. Если колесо статически не отбалансированно, то тяжелое пятно окажется внизу на 6 часов. Установив соответствующий вес (грузик) на противоположной стороне тяжелого пятна, дисбаланс может быть устранен. Этот метод использовался для балансировки узких старинных автомобильных колес в течение многих лет. Большинство владельцев мотоциклов с узкими колесами все еще используют этот метод балансировки колес. Этот тип балансировки прост в исполнении и может быть выполнен большинством компетентных людей и не требует дополнительных устройств, а значит можно выявить дисбаланс в домашних условиях. Статическая балансировка находит применение при балансировке мото колес
.
Динамическое нарушение равновесия может быть обнаружено только при вращении колеса. Это результат неравномерного распределения масс в двух и более плоскостях вращения. Если вы балансируете какие-либо современные колеса (а под современными я подразумеваю колеса шире 4 дюймов), вы всегда должны использовать программу динамической балансировки. Чем шире колесо и шины, тем важнее это становится. При динамической балансировке колеса вы противодействуете вращательным силам, как в вертикальной плоскости, так и в боковой плоскости. Вертикальный или статический дисбаланс на вращающемся колесе приведет к эллиптическому вращению колеса. Это происходит из-за дисбаланса веса, который устремляется от своего центра. Это заставляет колесо подпрыгивать вверх и вниз. В свою очередь, это может создавать вибрацию и неприятные звуки внутри автомобиля. Это также приведет к тому, что шина будет сильно изнашиваться. Представьте себе, что вы держите в руках велосипедное колесо,а к нему прикрепляете тяжелый груз. Теперь, если вы заставите кого-то вращать это колесо, вы почувствуете, как оно движется вверх и вниз. Динамический дисбаланс колеса может быть исправлен двумя грузиками «А» и «B»
, но речь здесь идет не только о
набивных грузах
, в зависимости от формы диска, чаще речь идет про литые, балансировка выполняется с помощью установки в двух плоскостях
самоклеющихся грузиков
.
Это интересно: Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками
Динамическая балансировка колес
Такой вид работ вам могут провести только на специальном и современном стенде. На большинстве новых автомобилей с завода устанавливается резина с широким профилем, которая чувствительно воспринимает динамический дисбаланс и требует дополнительной проверки на оборудовании. При проведении работ специалист устанавливает колесо на рабочий станок, который делает несколько замеров и указывает место установки грузика. Такая процедура не займет у вас много времени, зато оградит от неприятных биений при прохождении затяжного поворота.
Признаки разбалансированного колеса
Какой признак разбалансировки встречается чаще всего? Конечно же, это вибрация. Когда есть дисбаланс, вибрация идет из ходовой части машины в салон. Чем больше разбалансировка, хуже дорога и выше скорость авто, тем сильнее будет вибрация. Вибрирующие движения бывают разные. К примеру, вы можете слышать небольшой шум или же машину может трясти так сильно, что вождение станет некомфортным.
Узнать, какое автоколесо разбалансировано, получится, если вы отличаете разные типы вибраций. Например, вы находитесь за рулем автомобиля и больше всего чувствуете вибрирующие колебания, которые идут на руль. Значит, есть разбалансировка передних автоколес. Когда разбалансированы задние колеса, то неприятные потряхивания будут ощущать пассажиры, которые едут сзади.
Почему возникает разбалансировка колеса и каковы его признаки? Во время прокручивания отдельные области автопокрышки испытывают на себе давление большей силы по сравнению с другими участками. Из-за того, что автоколесо движется неравномерно, возникают вибрирующие колебания. Области шины, на которые воздействует более сильное давление, быстро стираются, становятся непрочными. Если есть признаки разбалансировки колеса, которое в определенных местах стерлось, резина начнет спускать воздух, и вам придется постоянно подкачивать шины.
Какие еще есть признаки разбалансировки? Например, вы заметили, что машина внезапно стала потреблять больше топлива. Скорее всего, причина в разбалансировке. Чем она сильнее, тем больше топлива расходует автомобиль. Особенно это заметно, когда вы едете на высокой скорости.
Что может случиться, если игнорировать признаки разбалансировки:
- Ездить на машине будет не только некомфортно, но и опасно.
- Рулевое управление выйдет из строя.
- Выйдут из строя амортизаторы.
- Придут в негодность подшипники и другие элементы подвески.
Причина таких неприятных последствий — вибрирующие колебания, которые возникают из-за разбалансировки и воздействуют на автомобиль.
Обратите внимание!
Если вы заметили биение руля, это может быть не только признаком разбалансировки. В руль бьет, если диск помят, на автошине появились грыжи, поврежден корд и тому подобное. Однако если биение возникает, только когда вы повышаете скорость, то это 100 % признак разбалансировки переднего колеса. В этом случае совершенно не важно, заднеприводная или переднеприводная машина. Если есть разбалансировка задних колес, то такого признака, как биение руля, не проявляется.
Чаще всего признаки разбалансированного колеса наблюдаются, когда меняют зимнюю резину на летнюю (или наоборот). Автовладельцы не задумываются о том, какое оборудование используется для балансировки, опытный ли мастер. Но от этого зависит качество проведения процедуры. К примеру, дисбаланс может появиться через 200–300 км пробега, если специалист, производящий балансировку, не отмыл резину. Куски грязи отвалятся, и вы снова будете наблюдать признаки разбалансировки колеса.
Если использовался низкокачественный грузик, может появиться биение руля. Ведь под действием центробежной силы грузик оторвется, в руль начнет бить.
Как обнаружить признаки разбалансировки? Поднимите машину при помощи домкрата, а затем установите отбалансированное колесо и выполните проверку. Затем, выполнив несколько простых действий, вы обнаружите признаки разбалансированного колеса, если они есть.
- Возьмите в руки кусочек мела, раскрутите диск.
- Когда он остановится, мелком сделайте отметку в том месте, где расположена середина колесной арки.
- Раскрутите диск еще несколько раз, лучше всего 6–10.
- Сделанные отметки собираются примерно в одной точке? Это признак разбалансировки. Необходимо как можно скорее отправиться на шиномонтажку.
Рекомендуем
«Как часто делать балансировку колес на дисках и без» Подробнее
Меловые отметки не собираются в одной точке, а разбросаны по всей автопокрышке? Никаких признаков разбалансировки нет, и тратить деньги на балансировку не нужно.
Основные ошибки
Частые ошибки при балансировке:
- Балансировка сильно загрязненного диска или шины, при которой вес грязи (которая впоследствии может отвалиться или смыться) влияет на баланс колеса. Более того, если устанавливались грузы на липкой основе на плохо очищенную поверхность диска, то они с большой вероятностью отвалятся при движении.
- Забыли снять старые балансировочные грузы, установив новые. Это приводит к тому, что приходится устанавливать еще более тяжелые грузы в противовес тем, что не удалили.
- Не «посадили» нормально шину на диск. Т.е. при установке плохо смазали борт шины специальным раствором (или вовсе не смазали) и она под силой давления воздуха изнутри не «села» на свое место на диске. Это одна из самых распространенных ошибок шиномонтажников, когда они уверяют, что шина плохая и не балансируется. Снаружи колеса это не всегда бывает видно, но, как правило, проблема решается временным увеличением давления в шине.
Если вес грузов слишком значителен (для легкового автомобиля более 70 граммов), то имеет смысл обратно осадить шину на диск и провернуть ее относительно диска. Часто этот способ помогает заметно снизить вес грузов.
Некоторые производители шин ставят на покрышку цветную метку (краской) на самом легком месте шины. При монтаже нужно размещать эту метку у ниппеля, чтобы использовать меньше грузиков (подробнее о цветной маркировке шин на странице «Маркировка шин»).
Внимание!
После того, как в шиномонтажной мастерской вам сделали балансировку колес, обратите внимание, как установлены балансировочные грузы. Они ни при каких случаях не должны далеко стоять друг от друга на одной стороне диска. Это явная ошибка балансировки. Весь вес грузиков должен быть сконцентрирован в одном месте с каждой стороны. А так же убедитесь, что грузики не цепляются за тормозные механизмы или детали подвески.
Нужна ли балансировка колес?
При производстве резины и автомобильных дисков невозможно точно угадать баланс и равномерно распределить вес. Даже в процессе покраски литых или металлических дисков краска на ободе ложится не равномерно и дает биение при динамических нагрузках. Самое сильное влияние на распределение веса оказывает резина, ввиду удаленного расположения от центральной оси. Поэтому даже если вы купите новую резину и диски, то необходимо сделать балансировку колес. Резина, установленная без балансировки, оказывает влияние на некоторые системы и детали автомобиля, например:
- ступичные подшипники изнашиваются в несколько раз быстрее;
- по кузову идет хорошо ощутимая вибрация на высоких скоростях;
- долгий процесс эксплуатации с вибрацией выводит из строя шрус, рулевые тяги, шаровые, наконечники и сайлентблоки;
- покрышка изнашивается намного быстрее;
- рулевая рейка постоянно получает микроудары и быстрее придет в негодность.
В итоге копеечная экономия на ежегодную балансировку может привести к серьезным тратам при дорогостоящем ремонте ходовой части автомобиля. Последствия вибрации также могут оказывать негативное влияние на подушки двигателя и трансмиссии.
Причины дисбаланса колес
К сожалению, многие автолюбители халатно относятся к процедуре балансировки. Делать так не следует. Ведь от того, насколько качественно выполнена эта процедура, зависит «самочувствие» вашей машины.
Поскольку автоколесо вращается, оно должно иметь:
- ось симметрии;
- центр тяжести, который находится на оси вращения;
- равноудаленные от центра тяжести точки окружности.
Балансировка колес — это процедура, позволяющая максимально уменьшить дисбаланс. Выполняют ее так: на обод добавляются специальные гранулы, которые притягиваются к резиновой поверхности. Благодаря такому уравновешиванию признаки разбалансировки колеса устраняются.
Только когда признаки разбалансировки колеса устранены, можно быть уверенным в том, что езда на автомобиле будет не только комфортной, но и безопасной. Если время от времени проводить балансировку, можно предотвратить появление таких неприятных последствий разбалансировки, как выход из строя элементов подвески: стойки, рулевого механизма и подшипников.
Разбалансировка автоколес подразделяется на 2 типа:
- Статическая разбалансировка. Наблюдается, когда центр тяжести смещен относительно оси вращения. Распределение по окружности массы происходит неравномерно. Можно заметить вертикально направленную вибрацию. В результате происходит неравномерный износ автопокрышек. Ездить на такой машине некомфортно и небезопасно.
- Динамическая разбалансировка. Возникает, когда пересекаются оси инерции и вращения. Центр тяжести находится на оси вращения. Последствия динамической разбалансировки: неодинаковое рассредоточение массы по колесу.
Встречается также и комбинированная разбалансировка. В этом случае происходит смещение и наклонение относительно друг друга осей инерции и тяжести колеса.
Почему возникают признаки разбалансировки:
- автопокрышка изношенна;
- диск помят;
- погрешности при производстве шины или диска, например шаг рисунка протектора автопокрышки разный, в диске есть отверстия;
- боковые стенки разной ширины;
- автошины были отремонтированы неправильно.
Рекомендуем
«Зачем нужна балансировка колес и когда ее делать» Подробнее
То, насколько сильной будет разбалансировка, зависит от состояния автопокрышек. Ведь структура резины сложная и неравномерная, все это влияет на точность отцентровки.
Автоматическая порошковая балансировка
Внутрь шины добавляется специальный порошок (или балансировочные гранулы — микробисер). Под действием центробежной силы вращающегося колеса, вибрации подвески машины и электростатических свойств применяемого порошка, этот порошок притягивается к внутренней поверхности шины в наиболее легких местах шины, тем самым балансируя колесо.
‘
Этот метод применяется в основном только на грузовых автомобилях и автобусах, поскольку при такой балансировке увеличивается вес колеса. Кроме того, порошок может забить отверстие ниппеля или слипнуться в комок. Да и сама по себе идея такой автоматической балансировки имеет существенный недостаток, ведь изначально непонятно, сколько именно порошка (или гранул) нужно засыпать в данное конкретное колесо, поскольку величина дисбаланса у всех колес разная. По этим причинам для легковых автомобилей данный метод не применяют.
Внимание! Все содержимое этого сайта охраняется законодательством об интеллектуальной собственности (Роспатент, свидетельство о рег. №2006612529).Установка гиперссылки на материалы сайта не рассматривается как нарушением прав и согласования не требует. Юридическая поддержка сайта — юр..
Это интересно: Как самостоятельно заменить радиатор отопления на Лада Калина
Грузики для балансировки колес
Различают несколько типов грузиков:
- Набивные.
- Самоклеящиеся.
Набивные состоят из свинца или металла. Каждая деталь оснащена специальным крепежом для надежного зацепления с ободом колеса. Установка осуществляется на внешнюю и внутреннюю сторону обода с помощью легкого постукивания молотком. Такие детали имеют разные показатели по весу, а также отличаются по форме для штампованных и литых дисков.
Какие бывают виды дисбаланса
За время существования балансировки колес, специалисты выделили два основных вида дисбаланса – статический и динамический.
Для статистического дисбаланса, как правило, ось вращения колеса и ось инерции параллельны. В таком случае биение колеса будет продольным, в результате центр тяжести шины смещается в одну сторону, а масса диска будет распределяться неравномерно по всей его длине. Такой дисбаланс очень хорошо ощущается в салоне автомобиля даже на малых скоростях, машина словно подскакивает, а руль невозможно поймать.
Динамический дисбаланс чаще встречается в автомобилях, особенно с шинами широкого профиля и появляется в случае, когда ось инерции и ось вращения не совпадают. Сам дисбаланс появляется, когда центр тяжести меняется в определенной точке диска, в таком случае шину будет бросать со стороны в сторону, то есть вес неправильно распределен по ширине, а не по высоте. Обычно такой вид дисбаланса, даже грубый заметен на скорости свыше 40 км/час, автомобиль начинает бросать со стороны в сторону, а рулевое колесо дребезжит и бьет по рукам.
Не исключена ситуация, когда на шине может быть одновременно оба дисбаланса, но ситуация не столь критична. Исправить такое можно на любом станке для балансировки, для легкосплавных дисков советуют применять современные станки на основе лазерной методики, тогда результат будет значительно лучше.
Что думают водители о разбалансировке колес
- Доверяй, но проверяй.
«Полгода назад знакомый посоветовал мне (после того как в шиномонтаже сделали балансировку) поставить колесо на станок и покрутить. После такой проверки я был в шоке. До снятия колеса показатели были «по нулям», когда мастер снял колесо, и я попросил поставить его опять, показатели уже после балансировки были 10–50 г! Горе-специалист слишком поздно понял, какая цель была у этой проверки». - Без адаптеров нельзя.
«В одном авторитетном автожурнале прочел, что качественно отбалансировать колеса можно, только если используются адаптеры, которые играют роль автомобильной ступицы. Таким образом, диск одевается на шпильки, а не на конус». - Если бьет в руль, это еще не признак разбалансировки.
«Что касается биения, на моей машине стоят мягкие покрышки «Йокогама», диски 18 дюймов, подвеска достаточно жесткая. В руль не бьет, даже если дисбаланс 35 г. Есть один признак разбалансировки: когда на скорости 100 км/ч плавно оттормаживаюсь, то возникает биение. А вот на скорости 150 км/ч при торможении биения нет».
Рекомендуем
«Почему стирается резина, и как продлить срок службы покрышек» Подробнее
- Ориентироваться нужно на биение.
«Прежде чем клеить грузики, надо покрышки на дисках выставить по биению. Когда колесо вращается, то биение видно по высоте. В этом случае нужно резину провернуть на диске, чтобы било меньше. Тогда придется грузиков использовать намного больше. Но это же невыгодно шиномонтажникам. Еще один совет: когда сделали балансировку нового колеса, следует отбалансировать его еще раз после 1 000 км пробега, когда резина ляжет на диск, и признаков разбалансировки точно не будет». - Доверять можно только опытному шиномонтажнику.
«Говорить на эту тему можно бесконечно. Мои колеса из Японии в сборе отходили 2 сезона, никаких признаков разбалансировки не появилось. А когда мастер некачественно отбалансирует колеса, появляется биение руля. Опытного специалиста найти сегодня не так просто».
Статическая балансировка колес
Любой балансировочный станок способен устранить статические биения колеса. Смысл заключается в поиске самой тяжелой точки и определении точки установки грузика. Разные станки могут обслужить колеса от небольшого грузового и легкового автомобиля. Для установки больших колес используется специальный грузовой стенд и осевой адаптер. При проведении статической балансировки ваше колесо раскручивается для определения центробежной нагрузки. Частота вращения зависит от настроек оборудования. Данная операция может выполняться работником сервиса до тех пор, пока колесо полностью не отбалансируется и прибор не покажет правильные значения.
Внимание! Перед проведением работ проследите за тем, чтобы оператор удалил все камни из протектора, очистил внутреннюю сторону диска от загрязнений и удалил старые грузики. Если вам проведут настройку баланса с камнями в протекторе, то все настройки собьются сразу после удаления камня на высокой скорости.
Перед установкой колеса на станок нужно правильно отмыть и очистить все загрязнения. Некоторые компании используют очистительную камеру, в которой подается пар под высоким давлением.
Дисбаланс и его виды
Дисбаланс – это присутствие в автомобиле неуравновешенных частей, находящихся в движении: ступиц, барабанов и шин, которые изменяют в худшую сторону управляемость транспортного средства.
Из-за неправильной балансировки одного колеса происходит дисбаланс. Центр тяжести колеса должен лежать на оси вращения равноудалённо от всей поверхности.
Если это условие не выполняется, колесо считается неотбалансированным. Важно помнить, что идеально симметричным колесо быть не может, поскольку и на производстве существуют свои погрешности.
Статистический дисбаланс встречается достаточно редко. Он возникает при параллельности оси инерции и оси вращения. Масса неправильно распределена на всей оси вращения. Центр тяжести смещён в одну сторону, а диск по всей поверхности. Этот дисбаланс легко заметить: авто подскакивает на любой скорости, а рулить становиться невозможно. В таких условиях быстро разбивается подвеска.
Динамический дисбаланс возникает чаще статистического. Чаще ему подвержены обладатели широких шин. Дисбаланс возникает из-за несовпадения оси вращения и оси инерции. Во время эксплуатации транспортного средства центр тяжести изменяется, что и приводит к динамическому дисбалансу. Автомобиль начинает бросать в разные стороны при скорости 40 км/ч и больше. Руль начинает дрожать и сильно бить по рукам.
Различают два вида дисбаланса колёс: статический и динамический
Чаще всего встречается комбинированный дисбаланс – сочетание динамического и статического дисбаланса. Такая ситуация некритична. Исправить её легко на балансировочном станке. Для дисков, которые легко плавятся, лучше использоваться современное оборудование с применением лазерной методики.
Технология проведения балансировки
При проведении данного вида работ по устранению смещения центра тяжести, необходимо соответствующее оборудование, знать ошибки, которые могут возникнуть.
Оборудование
Как и любые подготовительные работы перед ремонтом, очищаем детали. Обязательно надо очистить резину от грязи. Гряз забитая в рисунки протекторов может повлиять на диагностику смещения центра тяжести колеса.
Если колеса уже балансировали, то надо сначала снять балансировочные грузы.
Давление в шинах должны быть в норме. Если колеса будут спущены, то это сильно повлияет на диагностику.
На станке для балансировки легковых автомобильных колес сначала измеряется центр тяжести. Станки бывают разными. Есть дорогие, компьютеризированные плюс с лазерными датчиками. После того, как станок определил где находится центр тяжести колеса, он сам показывает, в какой части надо установить балансирующий грузик.
В зависимости от материала диска, грузы тоже используются разные. На стальные диски устанавливают грузы со скобой. Скобой они крепятся к ободу диска.
А, если диски литые, то используются грузы с посадкой на внутреннюю часть. Материал грузил: свинец, цинк, сталь.
Масса скобных грузов бывает в пределах 5-100 грамм. Масса грузил для литья — 5-60 грамм.
На штампованные диски грузик забивается на ребро обода между диском и резиной. Такие набивные грузы не подходят для легкосплавных дисков.
Для них используются грузы липучки — самоклеющиеся утяжелители. Их сложнее закреплять, потому что они ставятся на идеально ровные поверхности.
Порядок балансировки
Порядок работы не сложный:
- Снять колесо.
- Очистить.
- Установить на станок, который определит смещение центра тяжести и определит какой массы грузик в какое место закрепить.
- Опять прогнал на станке, убедился, что центр массы совпадает с осью колеса.
- Если станок показывает баланс, то ставим колесо на место, проверяем следующее.
Какие ошибки при балансировке могут быть
- Дисбаланс невозможно определить, если покрышку не очистили от камней и грязи.
- Установка новых грузил не снимая старые.
Техника безопасности
- Для работы за станком допускаются лица возрастом от 18 лет, здоровые, имеющие знания работы со станком.
- Колеса, которые слишком тяжелые, например от джипов, следует перевозить на тележке. Многим стыдно, типо: «да чего, щас позориться еще буду», потом лет к 25 уже имеют спину, которую несколько раз надрывали. Некоторые даже стыдятся поднимать мешок цемента 50 кг вдвоем. Так один человек таскал один и заработал себе грыжу. А все ради чего спрашивается?!
- Специалист должен быть трезвым. Если видите, что он пьяный, следует ехать в другой автосервис.
Как проверить балансировку колес
Проверить можно самостоятельно. Если почувствовали, что на ровной дороге при отпускании руля, машину сразу бросает в сторону, или чувствуете как руль вибрирует с определенной частотой, то это признак дисбаланса.
Установить автомобиль на домкрат. Мелом начертить поперечную линию не резине. Покрутить подвешенное колесо. Погнутое колесо, «восьмерку», сразу видать.
Нужно ли балансировать задние колеса
Многие думают, что надо балансировать только передние колеса. Ан-нет. Если задние колеса «восьмерки», то и их надо привести в порядок.
Через сколько делать балансировку колес
Если следовать инструкциям, то балансировать колеса нужно через каждые 5000 километров пробега. Это если не проводилось ремонтных работ.
- Если меняли резину, то проверяют и при необходимости балансируют диски.
- Если есть биение руля, то делают.
- Если заметили, что наехали на большой скорости в яму или врезались в бордюр, то надо делать.
Отбалансированные колеса продлевают срок эксплуатации всего автомобиля, а именно деталей подвески.
Как часто нужно делать балансировку колес автомобиля
Балансировка колёс – это очень важный признак комфортного и безопасного управления автомобилем.
Водителю следует уделять внимание этой процедуре не только во время плановой сезонной смены колёс или во время возникновения аварийной ситуации, но также и в профилактических целях в следующих случаях:
- Если водитель во время движения в зимнее время или при езде по бездорожью вдруг чувствует вибрации руля, ему следует обратиться в ближайшее СТО. Конечно, частой причиной этого неудобства становится налипшая грязь или снеговые отложения на колесе. Но иногда грузик, установленный при прошлой балансировке, может отклеиться, что возобновит биение колеса.
- Если водитель случайно наскочил на препятствие на дороге либо неудачно заехал на высокий бордюр, или же просто попал в глубокую яму, ему следует тоже провести балансировку. Однако в таких случаях простого наклеивания грузов может не хватить, так как ударное воздействие может вызвать деформацию диска, и его необходимо будет выправить на прессе.
- В тех ситуациях, когда водитель думает, что на протяжении долгой эксплуатации у него всё в порядке, так как не имеется каких-то сторонних вибраций или иных биений в руль, на самом деле мельчайший дисбаланс уже начинает разрушать ступицы, подшипники и подвески. Особенно актуальна эта ситуация при использовании всесезонной резины, потому что в таких случаях водитель крайне редко заезжает на шиномонтаж.
Вам это будет интересно О производителе шин Nortec
Проверять балансировку колёс следует хотя бы раз в три месяца, так как каждый раз будет хотя бы минимальный перекос изделия от дефектов на дороге и ошибок при эксплуатации.
Важно!
В идеале каждому водителю следует заказывать услугу балансировки своих колёс при каждом визите на станцию техобслуживания для проведения регламентных или иных видов работ с автомобилем.
Балансировка грузовых шин