Просто о сложном: схема проводки мопеда Дельта
Что нужно горожанину, чтобы почувствовать себя свободным и вырваться из городской суеты на природу? Правильно, двухколесный друг, способный везти владельца не только по асфальтированным дорогам, но и по пересеченной местности. И лучше всего с этой ролью справляются мопеды Delta из Китая, который радуют ярким дизайном и простотой в обслуживании.
Таков внешний вид сразу привлекает всеобщий интерес
Китайские мопеды
Одноплатформенные модели
Сегодняшние реалии таковы, что отечественных моделей уже и не встретишь на дорогах общего пользования.
Времена меняются, и ослабевшее знамя свободы из рук отечественных «Карпат» и «Верховин» подхватили китайские мопеды серий:
Констатируем факт – продукция из Китая стала массовой и на отечественном рынке мотоциклов
- Альфа (Alfa);
- Дельта (DELTA);
- Дино (Dino);
- Ирбис (Irbis);
- Випер (VIPER);
- Зип Стар (Zip Star);
- Лидер (Leader);
- Мустанг (Musstang);
- Бриз (Briz);
- Динго (Dingo);
и другие аналогичные модели, оснащенные всем необходимым для поездок. Это все «соплатформенники» Дельты, выпускаемые китайским производителем Chongqing Wonjan motorcycle и компаниями, купившими у него лицензию.
Справочно: Следует отметить, что китайская техника существенно потеснила продукцию отечественных мотопроизводителей на российском рынке. Это заметно не только в виде готовых изделий, но и всевозможных комплектующих. К примеру, Ковровский мотозавод отказался от собственного производства силовых агрегатов и устанавливает на свои модели мотор Lifan.
Схожесть конструкции
Примечательно, что электропроводка мопеда Дельта аналогична с другими моделями, что облегчает обслуживание и увеличивает популярность транспортных средств.
Кажущаяся сложной на первый взгляд, схема электрических соединений достаточно традиционна
Обратите внимание! На фото вверху представлена схема электропроводки мопеда Дельта, не имеющего тахометра на панели приборов. Она идентична для всех моделей данного производителя, и имеет различия лишь в управлении полуавтоматической коробкой передач (модель Delta Racer).
Видео в этой статье даст информацию относительно обслуживания схожих моделей. Для изделий с панелью приборов, содержащей тахометр, публикуем часть схемы, имеющей различия и в органах управления. В этом случае проводка на мопед Дельта дополнена несколькими элементами для подключения.
На фотографии представлена часть электрической схемы модели Дельта с тахометром
Мопед Дельта — обзор, ремонт, тюнинг
Для начала следует отметить, что в этом обзоре мы рассмотрим два абсолютно разных мопеда, которые называются Дельта. Мопед Дельта производится в Китае, но возможно вы помните, что в Советском союзе также выпускали мопед Дельта, и это был конкурент таким мопедам как «Карпаты», «Рига», «Верховина».
У многих из нас он еще стоит в гараже, и даже пригоден к эксплуатации. Замечу, что этот мопед не имеет абсолютно никакого отношения к современным моделям китайского производства. И основные отличия мы также рассмотрим.
Для начала протестируем первый вариант, а затем новый четырехтактный мопед Delta китайского производства. Итак, вот он, гордость советской молодежи и один из самых популярных мопедов былого социализма, мопед Дельта производства СССР:
Никаких конкурентов из Китая у него в то время не было, и никто не задумывался о выборе.
Оригинальная самодельная спинка пасажира
В селе он был незаменимым помощником и своего рода конструктором, потому, что он ломался чаще, чем ездил, и виной тому конечно же являются разработчики. Но умелые руки всегда находили выход из положения.
В качестве дополнительного стайлинга на мопеде дельта часто использовали ветровое стекло, дуги, ветрозащиту и просто обрамление фары.
Что интересно потребителю
Почему именно горожан интересует Дельта?
Популярность данной модели следует искать в технических характеристиках транспортного средства:
- Электрический стартер;
- Более чем умеренный аппетит – 2,5 л/100 км;
- Четырехступенчатый полуавтомат (для модели Delta Racer);
- Грузоподъемность 100 кг;
- Простота в обслуживании своими руками;
- Более чем демократическая цена на саму модель и запасные части.
Еще одна схема электрических соединений из каталога запасных частей для Дельта
Особенности электрооборудования
Проводка на Дельту и все электрооборудование достаточно традиционно.
Оно состоит из:
- генератора с маховиком;
- электрического стартера (с реле);
- катушки зажигания;
- электронного реле напряжения;
- свечи зажигания;
- аккумуляторной батареи;
- электронного коммутатора;
- замка зажигания;
- реле поворота.
Данный список вполне понятен большинству мотолюбителей, имеющих опыт обслуживания отечественной техники. Тем более, что проводка мопеда Дельта традиционная – 12-ти вольтовая, с минусом «на массу».
Тюнинг мопеда Альфа
Alpha – один из самых популярных мопедов на постсоветском пространстве. Если верить форумам, то этот мопед – просто предел совершенства, скорости, надежности и стиля. И… всё это правда. Вот только с одним дополнением – «в своей ценовой категории». А в эту ценовую категорию, помимо самой Alpha, входит её родственник Delta и несколько китайских скутеров, совсем не делающих чести восточному соседу России.
Если же взглянуть на «Альфу» незамыленным низким ценником взглядом, то сразу станет ясно – мопед в лучшем случае средний. Надежность действительно есть, но вот не самый хороший металл и не особо удачная балансировка делают «Альфу» уже не такой привлекательной. Мощности со стандартным мотором жутко не хватает.
А что касается стиля, то перед нами ничего особенного и нет – обычный мопед, каких тысячи. Разве что детали лучше подогнаны друг к другу. Но настоящие профи знают – «Альфа» не мопед. «Альфа» — это база для мопеда, причем база великолепная. Именно о том, как сделать тюнинг мопеда «Альфа» своими руками и во что её можно превратить, и расскажет эта статья.
Что предлагает рынок?
Немного побродив по магазинам мототехники, можно обнаружить популярные последнее время фильтры нулевого сопротивления. Такая небольшая безделушка также добавляет некоторую изюминку в мопед альфа. Помимо внешнего вида, он совершенствует и технические параметры двигателя. В случае, если вы установите такой фильтр на мопед альфа, двигатель будет получать больше воздуха, а значит лучше дышит. Это дает некоторый прирост мощности, но вы его скорее всего не заметите.
Кардинально обновить и сделать качественный тюнинг мопеда альфа поможет полная перекраска. В случае с «альфой», мы имеем хромированные крылья, багажник, руль и некоторые другие элементы, которые перекрашивать смысла нет. Единственный цвет, который удачно бы смотрелся при перекраске этих элементов, это матовый черный или вообще, оклейка жидкой резиной. Подобрав удачное цветовое решение, можно улучшить вид мопеда в лучшую сторону.
Мопед является удобным средством передвижения. Потребляет мало топлива, прост в обслуживании и не занимает много места. Ярким представителем такого типа транспорта является мопед дельта. Однако только тюниг дельты придает ему неповторимый вид и большую мощь.
Тюнинг двигателя и прочих внутренних узлов.
Несмотря на то, что мопед – это еще и аксессуар, прежде всего он является транспортом. Поэтому и начнём мы с тюнинга внутренностей «железного коня». К тому же, существуют только две возможности увеличить его мощность.
Безусловно, на скорость, ускорение и динамику мопеда сильнее всего влияет объем двигателя, но многие забывают о том, что с объемом можно обращаться по-разному.
Заменив коммутатор на мопеде, можно получить 20% выигрыш в динамическом ускорении только за счет того, что бензин будет поджигаться не в одно и тоже время, а в зависимости от ситуации.
Картину несколько портит тот факт, что спортивных коммутаторов, способных на такое, на «Альфу» нет и приходится приделывать вариации для четырехтактных скутеров китайского производства, которые каким-то чудом подходят к классическому движку «Альфы». Схема подключения такого коммутатора выглядит так:
Если выигрыш в ускорении после замены коммутатора вас не устроил, и вы хотите заметно поднять еще и максимальную скорость, то рано или поздно вы придете к идее замены поршневой группы и увеличению объема двигателя.
Это позволит поднять мощность вашего мотоцикла (мопедом его будет уже сложно назвать) почти в полтора раза, да и заодно поможет избавиться от некачественных стандартных поршней. При стартовом объеме двигателя «Альфы» в 50 кубических сантиметров, есть возможность подняться до 70, 72, 100, а то и 110 см3.
Мы рекомендуем второй и четвертый варианты – 72-кубовый цилиндр намного проще установить, а 110 кубических сантиметров двигателя, хоть и устанавливаются только с полной его разборкой, позволят вам гонять на полной скорости.
Цилиндры подойдут с «Дельты» или «Актива», но учтите, что одним цилиндром вы при такой замене не отделаетесь – придётся менять еще и коленвал, цепь ГРМ, ролики, сальников и, возможно, карбюратор.
Все второстепенные детали вполне подойдут от «Актива». Если у вас Alpha GT –менять придется только цилиндр и цепь ГРМ, остальные детали на этой модели вполне подходят к новым цилиндрам.
Собственно, на этом всё. Конечно, можно вообще убрать двигатель и поставить на его место что-нибудь получше, но будет ли тогда этот мопед считаться «Альфой» — большой вопрос.
Так что 110 кубов и спортивный коммутатор – это максимум, на который стоит рассчитывать на «Альфе» и, поверьте, мопеду этого хватает за глаза. К тому же, если мы займемся еще и тюнингом корпуса.
Тюнинг корпуса
Запомните – тюнинг (настройка) не есть «стайлинг» (украшение). О стайлинге мы потом еще отдельно поговорим. А сейчас мы обсуждаем именно тюнинг, цель которого – сделать «Альфу» быстрее, маневренней и устойчивей.
Помимо всего прочего, отличительной особенностью «Альфы» являются защитные панели, призванные предохранить ноги всадника от перелома при падении или столкновении.
Цель благородная, но вот на сами щитки без слёз не взглянешь, да и расположены они неудачно. Так что-либо убираем их совсем и получаем около килограмма облегчения, или же меняем на более мощные, чтобы уж точно спасти своё бренное тело при аварии. Второй вариант предпочтительнее –щитки закрывают еще и двигатель, которому при аварии достается больше всего.
Замена дисков или колёс с вилкой. Стандартные диски у «Альфы» вполне приличные, так что замена будет иметь исключительно декоративный смысл.
Выбор дисков подобного форм-фактора – огромен, к тому же, при желании, можно поменять колесо вообще. Правда, вилка может не выдержать расточки и тоже потребовать замены, но не более того.
Кстати, замена колёс на более широкие – отличная возможность поднять устойчивость мопеда, которая оставляет желать лучшего на высоких скоростях. Особенно, если вы поставили 110-кубовый цилиндр двигателя.
Очень полезная штука, на самом деле. Зачастую устанавливается с частичной заменой «морды» мопеда, но зато позволяет комфортно ездить в открытом шлеме, да и ветер так сильно не чувствуется.
Дельта тюнинг
Первой причиной тюнинга является плохая сборка деталей. Конечно, сами материалы нареканий не вызывают, но вот сборка, протяжка болтов и прокладки оставляют желать лучшего. Поэтому перед началом эксплуатации нужно потратить немного времени на проверку креплений и возможной их заменой. Аналогичное действие производится с прокладками. Полноценным тюнингом это назвать сложно, но все же это усовершенствование мопеда.
Вторым предметом наиболее частого тюнинга является увеличение топливного бака. Данное действие уже можно назвать полноценным апгрейдом дельты. Поскольку мопед рассчитан на 2 пассажиров средней комплекции или водителя с грузом, на раме перед сиденьем установлена корзина для вещей. Позади сиденья водителя находится место пассажира.
Стайлинг мопеда
Вот тут уже разгуляться можно по полной. Профессионалы в этом направлении превращают мопеды в самые разнообразные произведения искусства, но для начала стоит ограничиться следующим:
Здесь всё просто – светодиодные ленты закрепляются под крыльями мопеда и при подаче напряжения начинают светиться. На тёмных мопедах смотрится лучше всего.
Если есть знакомый электронщик – можно сделать к этой ленте управляющий блок с примитивным процессором, что позволит регулировать цвет, яркость и скорость мерцания диодов. Кстати, если вы не сняли защитные панели, можно разместить ленту еще и на них – это сделает вас заметнее ночью и покажет габариты мопеда встречному транспорту.
Стандартная оптика «Альфы»… скажем так, хорошо, что она вообще есть. Конечно, в сравнении с китайскими скутерами она хороша, но вот при виде чего-то действительно мощного хвалить ее просто невозможно. Поэтому, если есть желание, можно заменить центральный фонарь и поворотники на более мощные и/или красивые. Ксеноновые фары ставить не рекомендуем – для мопеда они не особо удобны, да и имеют особенность слепить других водителей.
Собственно, ничего особенного тут нет – мопеды, скутеры и мотоциклы стали раскрашивать по этой технологии даже раньше, чем автомобили. Так что просто подберите отличный эскиз и обратитесь к хорошему мастеру по аэрографии.
Можно даже продолжить работу над корпусом – заменить или убрать багажник, сменить крылья на облегченные и т.д. но это уже дело вкуса и остается полностью на вашей совести.
На этом – всё. Конечно, Kawasaki мы из «Альфы» не сделали, но и задача у нас такая не стояла. Зато получившийся мопед вполне достоин своей цены и затраченных на его тюнинг усилий.
В конце концов, тюнингованная «Альфа» является великолепным первым мопедом и отлично подойдет как для новичков, так и для профессионалов, решивших пересесть на что-нибудь полегче.
Дельта характеристики
Для начала стоит немного сказать о характеристиках мопеда, времени его появления и прямом назначении. На нашем рынке дельта появился всего 10 лет назад. Китайское чудо быстро завоевало признание среди широких слоев населения. Произошло это благодаря соотношению цена – качество, впрочем, как и другие заводские товары из поднебесной.
На момент начала продаж цена дельты равнялась 2-3 тысячам рублей. Но вот характеристики за такую цену поражали. Мопед разгонялся до 60-70 кмч, «кушал» 1.5 литра на сто км и имел 120 кг грузоподъемности, хотя сам весил в 2 раза меньше.
Была, и есть, пара недостатков, присущих данной модели, с них и начинался тюнинг мопеда дельта.