Как поменять сайлентблок

Современное авто представляет собой сложное устройство, которое состоит из сотен разных деталей. Только их нормальное функционирование сможет обеспечить безопасную и комфортную езду. К элементам ходовой части, отвечающим за комфортность поездки, относятся сайлентблоки. В данной статье описана замена сайлентблоков передних рычагов. Практичные рекомендации, пошаговые инструкции, а также советы опытных мастеров помогут автовладельцам понять, как заменить сайлентблоки передних рычагов.

Не обязательно прибегать к услугам специалистов при малейших неисправностях машины, ведь устранить большую их часть при наличии соответствующих инструкций сможет даже неопытный водитель. Процесс замены сайлентблоков будет рассмотрен на примере автомобиля Hyundai Elantra, хотя приведенные ниже инструкции подойдут владельцам разных моделей авто, в том числе и ВАЗ.

Сайлентблок рычага подвески — что это?

Сайлентблок или резинометаллический шарнир – это элемент ходовой части автомобиля, который состоит из втулки и двух трубок из металла по обеим ее сторонам. Задача сайлентблока заключается в подавлении шума и вибраций при движении авто. При помощи детали соединяются некоторые элементы подвески и смягчаются удары на них. Сайлентблоки устанавливаются в рычаги и стабилизаторы.


Как устроен сайлентблок

Также сайлентблоки используются для крепления мотора, КПП и амортизаторов. Втулки могут выдерживать большие нагрузки, но их приходится довольно часто менять. На срок службы деталей влияют такие факторы, как возраст автомобиля, резкие температурные перепады, состояние дороги, а также манера вождения.

Рычаг передней подвески

Обратите внимание! Иногда автомобилистам приходится менять сайлентблоки из-за того, что резина или полиуретан на них потрескалась от старости.

Принцип работы сайлентблока

При движении машина подвергается воздействию различных негативных факторов (толчки, колебания, нагрузки, вибрации). В точках крепления деталей подвески возникает сила трения, в результате чего эксплуатационная способность ухудшается. Предотвратить подобное изменение призваны пластичные сайлентблоки. Принцип их действия заключается в снижении трения между деталями ходовой, в поглощении вибраций и толчков во всех направлениях. То есть упругий элемент гасит колебания.

Когда шарнир подвергается скручиванию, то его разрушения не происходит, это связано с верным расчётом узла. Чаще всего сайлентблоки подвергаются вращению между обоймами из металла, но иногда его используют на изгиб, когда упругую деталь ставят на рычаги подвесок с вертикально ориентированной осью.

Посмотрите, как работает сайлентблок в движении на Honda CRV:

Если резинометаллический шарнир устанавливают в траверсах и проушинах крепления деталей трансмиссии, то он здесь выполняет роль своеобразной прокладки между ними и кузовом автомобиля.

Из-за очень плотного соединения элементов происходит ограничение ненужных движений рычага. Зазоров нет, а поэтому снижается вибрация и стуки при перемещении автомобиля.

А сколько сайлентблоков в задней и передней подвеске автомобиля? Если посчитать всё количество, то в передней подвеске их будет более 8, и более 12 в задней. Всё зависит от марки и модели транспортного средства. Отмечу, что стойки стабилизатора, втулки, резинки реактивных тяг не являются сайлентблоками.

Расположение сайлентблока в автомобиле влияет на то, как может работать эта деталь. Она может работать:

  1. За счёт кручения втулки.
  2. Растягивая или сжимая втулку.

Ещё одна хорошая статья: ВСЁ про лонжерон автомобиля: что это такое, сколько их в авто, как выглядит, где находится, для чего нужен, фото + видео

В подвесках Макферсон часто применяют 2 разных сайлентблока: один скручивается, а другой соединяет кузов с рычагом, придавая жёсткость конструкции.

Сайлентблок, который устанавливается на передний рычаг, в большинстве случаев необходим для снижения вибрации на колёса. А задний сайлентблок уменьшает вероятность перекоса рычагов.

Замена сайлентблоков (ПОЛИУРЕТАН) (Polyurethane Bushes)Замена сайлентблоков (ПОЛИУРЕТАН) (Polyurethane Bushes)

Как заменить сайлентблоки нижних рычагов Ваз без съемника.Как заменить сайлентблоки нижних рычагов Ваз без съемника.

Замена сайлентблоков. НЮАНСЫ. (автоблогер акер механикЗамена сайлентблоков. НЮАНСЫ. (автоблогер акер механик

Сроки замены

Средний ресурс сайлентблоков передних рычагов составляет 100-150 тыс. км. Но срок службы деталей можно увеличить, если эксплуатировать машину более бережно (ездить по ровным дорогам, а все ямы и кочки обминать или проезжать достаточно медленно).

Сроки замены сайлентблока переднего рычага

К сожалению, отечественные дороги не могут похвастаться высоким качеством, поэтому рекомендуется регулярно проводить проверку сайлентблоков на предмет износа. Диагностику желательно выполнять каждые 20 тыс. км., а замену элементов каждые 60-70 тыс. км. Частота замены может немного меняться в зависимости от качества используемого изделия.

Рекомендуемые сроки замены втулок переднего рычага

Замена сайлентблоков нижнего переднего рычага мерседес w210 Ч. 1Замена сайлентблоков нижнего переднего рычага мерседес w210 Ч. 1

Признаки износа

Об износе сайлентблока переднего рычага могут свидетельствовать некоторые признаки. К ним относятся:

  • ухудшение управляемости автомобиля (снижается реакция машины на повороты рулевого колеса);
  • появление скрежета или глухих стуков в передней части;
  • автомобиль ведет в ту ил иную сторону, что особенно заметно при движении на большой скорости;
  • в кузове появляется люфт, величина которого со временем только увеличивается;
  • износ шин происходит неравномерно.

Признаки износа сайлентблока переднего рычага

На заметку! Также при сильно изношенном сайлентблоке достаточно сложно провести «развал-схождение», а порой выполнить эту процедуру совсем невозможно.

Диагностика сайлентблоков передних рычагов

Чтобы убедиться в необходимости проведения ремонта, нужно выполнить диагностику, проведя визуальный осмотр передних рычагов. Сделать это можно как самостоятельно, так и обратившись за помощью в сервисный центр. Для самостоятельной диагностики нужно выполнить следующие действия.

Осмотр сайлентблоков передних рычагов

  1. Установка автомобиля на смотровой яме. В качестве альтернативы можно использовать подъемник, если такой имеется. Проверять элементы ходовой части на поддомкраченном авто нельзя.
  2. Очистка деталей от грязи. Только после тщательной очистки поверхности можно увидеть возможные неисправности.
  3. Осмотр резиновой части сайлентблока. Нужно убедиться, что деталь не имеет трещин, вздутий или разрывов.
  4. Оценка люфта переднего рычага. Если люфт имеется и он довольно большой, то менять следует весь рычаг подвески.
  5. Проверка развала-схождения. После визуального осмотра машину нужно снять с ямы и проверить развал (это тоже может свидетельствовать об износе сайлентблоков).

Диагностика сайлентблоков передних рычагов
Игнорирование выявленных признаков износа сайлентблоков может привести к неприятным последствиям. Чаще всего страдают сопряженные с рычагами детали кузова или шины, ремонт или замена которых, соответственно, приведет к более дорогостоящему ремонту.

Изношенный сайлентблок переднего рычага

Как узнать, что пора менять сайлентблоки?

Какие признаки и симптомы говорят о том, что нужна замена сайлентблоков передних рычагов подвески или задней балки?

Поломки могут проявлять себя следующим образом:

  • автомобиль начинает плохо реагировать на повороты руля;
  • слышны посторонние звуки, постукивания и прочее;
  • на высоких скоростях заметен увод авто вбок;
  • заметен неравномерный износ покрышек.

Если почувствовали что-то из вышеописанного, то замена сайленблоков уже необходима. Для этого можно посетить автосервис, где всё сделают специалисты, а можно и разобраться с проблемой самостоятельно. Как это сделать, рассмотрим далее.

Признаки неисправности

Как определить, что автомобилю требуется замена заднего сайлентблока задней балки? Основной признак – это характер работы подвески. В ходе движения вы почувствуете скрипы и удары в задней части автомобиля. С каждым днем они будут усиливаться.

Внешне это можно определить по смещению центральной втулки сайлентблока или обрыву резиновой накладки. Если автомобиль использовался бережно, деталь может выйти из строя из-за естественного износа. Так, спустя 5-7 лет резина начинает «дубеть». Сайлентблок перестает быть таким упругим и начинает люфтовать.

замена заднего сайлентблока задней балки
При игнорировании проблемы может возникнуть неравномерный износ резины (из-за перекоса балки и нарушения углов установки задних колес). Машина потеряет прежнюю управляемость – ее будет заносить на поворотах.

Диагностика – как выявить проблему или убедиться в ее отсутствии?

  1. Заезжаем на «яму» либо поднимаем ТС с помощью домкрата.
  2. Снимаем шаровые опоры.
  3. Проверяем детали, работа которых связана с сайлентблоком. Раскачиваем в стороны рычаг подвески: нужно убедиться, что он не «падает». Рычаг должен, отпружинив, вернуться в свое естественное положение (если он исправен).
  4. Проверяем втулку. Не должно наблюдаться ее проворачивания относительно проушин.
  5. Проверяем непосредственно сайлентблок: на стук внутри элемента, а также на наличие видимых механических повреждений и трещин (прим. – на резине и металле).
  6. Проверяем – нет ли люфта. Его наличие – сигнал к срочной замене элемента.

Кто может проверить состояние сайлентблоков

  1. Специалист сервисного центра. Реально обратиться к человеку, который специализируется по ремонту вашей марки машины, чтобы получить консультацию, как проверить сайлентблоки на ВАЗ 2110. И уже с экспертной оценкой принимать решение, а стоит ли производить замену деталей, или же они в допустимом состоянии, поэтому их еще можно эксплуатировать. Возможно у специалиста получить полный комплекс услуг: пройти диагностику транспортного средства, обсудить возможное сотрудничество, получить комплект новых деталей для монтажа и уже забрать с площадки машину, абсолютно готовую к применение на дорогах. В среднем за работу специалиста с сервиса у вас затребуют где-то 500-1000 рублей, но это без учета необходимого для замены материала.
  2. Владелец авто. Он сам способен произвести самостоятельно осмотр и необходимую замену сайлентблоков. Решиться на это возможно, если четко и со знанием дела понимать, как проверить сайлентблоки задней балки ВАЗ 2110. Следует осознавать, что сайлентблоки для ВАЗ 2110 очень важны, они обязательно влияют на углы расстановки колес. И если пропустить момент диагностики данных мелких деталей, то результат плачевный – у ВАЗ 2110 будут разбиваться крепления подвески, все важные соединения и появится нежелательный люфт. Производить осмотр самостоятельно в первый раз не рекомендуется, стоит обратиться к друзьям, уже знакомыми с ситуацией и четко понимающими, как проверить сайлентблоки на ВАЗ 2110, видео профильное, они, конечно же, просматривали. Отметим, что делая ремонт самостоятельно, вы сэкономите на деньгах, но, быть может, такое драгоценное время станет более затратным, чем производились бы работы в сервисном центре. В среднем на приобретение новых сайлентблоков и креплений для задней подвески потратите 100-160 рублей за одну деталь. Если нет нужных инструментов в гараже, то и их придется позаимствовать или же купить. Так что появится еще одна статья расходов. А еще машина может быть непредсказуема, ведь бывают ситуации, когда ремонтируешь что-то одно, и в это же мгновение выскакивает новая проблема, и ее также придется ликвидировать.

Это интересно: Масло в раздаточную коробку: свойства, как выбрать, как заменить

Что нужно для работы

Прежде чем приступить к ремонту, нужно подготовить все необходимое. Инструменты и материалы для замены сайлентблоков:

  • съемник для втулок;
  • тиски;
  • набор рожковых и торцевых ключей;
  • домкрат;
  • ножовка по металлу;
  • автомобильные подставки;
  • молоток и зубило;
  • рабочие перчатки и очки;
  • смазка;
  • наждачная бумага;
  • новые сайлентблоки.

Диагностика сайлентблоков передних рычагов
Как уже отмечалось ранее, в месте замены все нужно очистить от скопившейся грязи и при возможности вымыть. Как только все необходимое будет под рукой, можно начинать рабочий процесс.

Приспособление для снятия сайлентблоков

Приступая к замене

Неважно, какой у вас автомобиль, ведь технология замены втулок на всех моделях практически одинаков. Условно данный процесс можно разделить на несколько этапов: снятие передних рычагов, замена сайлентблоков и установка демонтированных элементов. Ниже приведена инструкция замены резинометаллических шарниров на примере автомобиля Hyundai Elantra J4.

Замена сайлентблоков передних рычагов

Демонтаж передних рычагов

Перед заменой сайлентблоков нужно сначала снять передние рычаги. Ниже приведена пошаговая инструкция этого процесса.

Шаг 1. Обязательно поставьте машину на ручной тормоз.

Постановка машины на ручной тормоз

Шаг 2. Подставьте под задние колеса автомобиля противооткатные клинья или, если их нет в гараже, обычный кирпич.

Установка кирпича под колесо

Шаг 3. Поддомкратьте переднюю часть машины и подставьте надежные опоры.

Установка опоры под переднюю часть авто

Шаг 4. Снимите передние колеса. Втулки менять нужно комплектом, поэтому на другой стороне проделайте все те же манипуляции.

Переднее колесо снято

Шаг 5. Открутите два болта крепления шаровой опоры к поворотному кулаку, используя головку на 17. Сделайте это с двух сторон автомобиля.

Откручивание болтов крепления крепления шаровой опоры

Шаг 6. Выкрутите болт заднего крепления рычага к подрамнику ключом на 17. Придерживайте болт вторым ключом или трещоткой.

Выкручивание болта заднего крепления рычага

Шаг 7. Приподнимая рычаг монтажкой, извлеките крепежный болт.


Извлечение крепежного болта

Шаг 8. Открутите болт переднего крепления рычага подвески головкой на 19. Сам болт придерживайте при этом ключом на 22.

Выкручивание болта переднего крепления рычага

Шаг 9. Аккуратно извлеките болт. Если не получается его извлечь, тогда накрутите на болт гайку и несильно ударьте по нему. После этого болт спокойно выйдет.

Извлечение крепежного болта

Шаг 10. С помощью монтажки выведите крепление рычага из подрамника и снимите его с машины. Все те же самые операции проведите с противоположной стороны.

Демонтаж переднего рычага подвески

Замена сайлентблоков

Итак, рычаги сняты. Теперь нужно извлечь старые сайлентблоки и установить на их место новые. Детальная инструкция поможет с этим.

Шаг 1. Если у вас есть стапель и гидравлика для кузовного ремонта, то извлечь втулки ил рычага можно с их помощью.

Стапель и гидравлика для кузовного ремонта

Шаг 2. Зафиксируйте рычаг подвески, как на фото, и, поставив специальный съемник, выдавите задний шарнир из своего гнезда. Для работы нужна 10-тонная гидравлика.

Выдавливание заднего шарнира из своего гнезда

Шаг 3. Так выглядит деталь после демонтажа.

Сайлентблок переднего рычага после демонтажа

Шаг 4. Извлечь старые детали можно и другим способом. Не у всех же есть гидравлика в гараже. Выпилите резиновую втулку при помощи электрического лобзика. Можно применить ножовку по металлу, но это будет немного дольше.

Выпиливание резиновой втулки лобзиком

Шаг 5. Удалите из рычагов внешние обоймы шарниров. Для этого обычной ножовкой по металлу пропилите кольца в нескольких местах, чтобы ослабить их.

Выпиливание обоймы сайлентблока

Шаг 6. Выполните процедуру, как для передних, так и для задних втулок. Только не перепилите сам рычаг, а то вам придется его менять.

Пропиливание канавок в металлической части шарнира

Шаг 7. Аккуратно выбейте зубилом внешние обоймы шарниров, стараясь не повредить посадочные места. В противном случае могут возникнуть кое-какие проблемы с установкой новых втулок.


Выбивание внешней обоймы сайлентблока

Шаг 8. Так выглядит внешняя обойма после выбивания с помощью зубила.

Внешняя обойма сайлентблока после выпресовывания

Шаг 9. Очистьте от коррозии посадочные места в рычагах, а затем смажьте их.

Очистка посадочного места рычага

Шаг 10. Смажьте также металлическую часть новых шарниров. Следите за тем, чтобы смазка не попала на резину.

Нанесение смазки на металлическую часть шарнира

Шаг 11. Запрессуйте новые шарниры при помощи гидравлики. Как показывает практика, для запрессовки требуется небольшое усилие, в 2-2,5 раза меньше, чем для извлечения детали. Но это при условии, что посадочное место будет смазано.

Запрессовывание сайлентблока при помощи гидравлики

Шаг 12. В качестве альтернативы втулки можно запрессовать при помощи проставок и колец, которые использовались для гидравлики. Стяните их болтом.

Установка шарниров путем стягивания болта

Шаг 13. Сайлентблок установлен и рычаг готов к установке. Метод извлечения и установки шарниров выберите самостоятельно, исходя из своих возможностей. При отсутствии гидравлики все детали (и передние и задние) можно заменить вручную.

Рычаг с замененными сайлентблоками

Шаг 14. Обратите внимание на передние втулки. На них есть небольшая стрелочка. В мануале по ремонту указано, что эта стрелочка должна быть направлена вдоль автомобиля. Но на заводских втулках она была направлена на шаровую опору, причем одинаково с обеих сторон. Поэтому и новые детали рекомендуется установить таким же образом.

Стрелка на переднем сайлентблоке рычага

Установка передних рычагов

Все самое сложное позади. Теперь нужно установить готовые рычаги на свои места. Традиционно ниже приведена пошаговая инструкция с фото.

Шаг 1. Заведите рычаг в переднее крепление на подрамнике.

Заведение рычага в переднее крепление

Шаг 2. Теперь попадите рычагом подвески в заднее крепление.

Установка рычага в заднее крепление

Шаг 3. Вставьте в заднее крепление болт.


Болт установлен в заднее крепление

Шаг 4. Поправляя передний сайлентблок монтажкой, попадите в него болтом.

Установка болта в передний сайлентблок

Шаг 5. Закрутите передний шарнир. Пока только наживите крепежные элементы. Повторите все эти манипуляции с другим рычагом.

Закручивание переднего шарнира

Шаг 6. Закрутите два болта крепления шаровой опоры к поворотному кулаку, как с левой, так и с правой стороны автомобиля.

Завинчивание болта крепления шаровой опоры

Шаг 7. Подставляя домкрат под шаровые опоры, сожмите подвеску в рабочее состояние.

Сжатие подвески до рабочего состояния

Шаг 8. Окончательно затяните болты крепления переднего и заднего сайлентблока. Можно попытаться докрутить болты, поставив машину на колеса, но это вряд ли получится на данной модели из-за нехватки свободного пространства.

Затяжка болтов крепления сайлентблоков

Обратите внимание! Дотяжка болтов необходима для того, чтобы шарниры зажимались в своем рабочем положении, без лишнего напряжения резинового элемента.

Шаг 9. Установите обратно снятые колеса.

Установка колес на свои места

Шаг 10. Поддомкратив немного переднюю часть машины, уберите из-под нее ранее установленные опоры. На этом с заменой шарниров рычагов покончено.

Изъятие подставок из-под автомобиля

Как поменять задние сайлентблоки?

Замену задних сайлентблоков можно выполнить самостоятельно, если правильно подготовиться. Самое главное при выполнении ремонтных работ не спешить и действовать последовательно.

Приемы замены сайлентблоков задней подвески на примере ВАЗ2109

При отсутствии подъемника поддомкратьте колесо, предварительно ослабив болты его крепления. Но сначала поставьте под балку страховочные опоры. Подготовьте ключи на «19», съемник, молоток, WD40, новые детали. На следующих этапах:

  1. Отсоедините тормозные трубки, отверните гайку, благодаря которой ослабнет болт, соединяющий кузов и балку.
  2. Болт извлеките посредством металлического прутка меньшего диаметра и молотка.
  3. Опустите балку вниз.
  4. Чтобы извлечь старую деталь, используйте специнструмент или просто выкрошите резину.
  5. Освобожденное место очистите, и смажьте его жидким мылом или иным подобным бытовым средством.
  6. Для монтажа нового изделия используйте самодельное приспособление, если нет специнструмента. Длинный болт просуньте в отверстие втулки и проушину балки. Теперь поставьте шайбы и постепенно затягивайте гайку до тех пор, пока она не займет своё место.
  7. Теперь можно установить балку, затянув крепежные элементы в обратном порядке.

Это интересно: Регламент технического обслуживания для Nissan Qashqai: список работ

Установка

При установке, стоит тщательно очистить посадочное место от грязи и пыли. Для этого используйте уайт-спирит или другой растворитель, смоченный в ветоши. Обильно смазываем мыльным раствором участок. Дальше (тем же съемником) равномерно запрессовываем новый сайлентблок. При установке, старайтесь избежать перекосов. В противном случае вы повредите новый элемент. На следующем этапе достаем из-под кузова деревянный брусок и одеваем болт крепления балки, а также наживляем гайку. Устанавливаем обратно заднее колесо и спускаем автомобиль с домкрата.

Далее переходим к соседней стороне – все элементы подвески, а также тормоза меняются попарно. Затем отправляемся на небольшой тест-драйв. После пяти-десяти километров пробега, загоняем машину в обратно гараж и дотягиваем болты крепления до упора. Далее можно смело приступать к обыденной эксплуатации.

Рекомендации по выбору сайлентблоков

Чтобы новые сайлентблоки прослужили достаточно долго, нужно правильно подходить к их выбору. Современный автомобильный рынок предлагает широкий выбор этих деталей, отличающихся материалом изготовления, производителем и, соответственно, стоимостью. Говоря о материале. Для производства сайлентблоков используется резина (каучук) или полиуретан.

Как выбрать сайлентблок переднего рычага

Резиновые изделия считаются более дешевыми, но при этом они служат в несколько раз меньше. Виброизоляторы из полиуретана, помимо длительного срока эксплуатации, не выходят из пазов своего посадочного места при механическом воздействии. Поэтому после установки таких изделий можно надолго забыть о ремонте.

Основные виды сайлентблоков

Важно! Для автомобилей с низким режимом эксплуатации подойдут резиновые сайлентблоки, но если машина будет ездить ежедневно, тогда лучше ставить полиуретановые изделия.

Независимо от материала изготовления, важно выбрать правильного производителя. Здесь главное не экономить, ведь самые дешевые детали быстро износятся, что чревато серьезными последствиями. Непосредственно перед покупкой сайлентблока нужно уточнить, подойдет ли он конкретно для рычагов вашей модели авто.

Какие сайлентблоки лучше, резиновые или полиуретановые?

Последствия несвоевременной замены

Медлить с заменой сайлентблоков не следует, потому что заметно снижается безопасность и комфорт использования транспортного средства. При существенном износе, автомобиль начнёт уходить в сторону, сам подруливать, ускорится износ покрышек.

Ещё одна хорошая статья: WET аккумулятор: что это такое, характеристики, типы, плюсы и минусы, отличие от AGM и GEL

Также сайлентблоки при ненадёжном присоединении могут вести к разрушению посадочных мест крепления шарниров и деформации в подвеске. Это повысит стоимость ремонта, поскольку дополнительно придётся покупать и устанавливать передний рычаг подвески в сборе, что выйдет в несколько раз дороже, чем замена сайлентблоков.

Сломанный рычаг подвески

На практике даже самые дорогие сайлентблоки, содержащие лучшую резину, не смогут выдержать более ста тысяч километров пробега. Каучук отходит от металлической обоймы и проворачивается. Это может нарушить геометрию кузова, вызвать непредсказуемый занос, снизить дорожный просвет. Водитель может ощутить удар подвески о неровности дорог. Резкое снижение управляемости – самое опасное последствие несвоевременной замены сайлентблока.

Обязательно проверяйте состояние сайлентблоков каждый раз при техническом обслуживании ходовой.

Ссылка на основную публикацию
Похожее