Типы, виды и технические характеристики антифризов в зависимости от маркировки

Иногда интересно наблюдать, как эволюционируют отдельные автомобильные узлы и элементы. Например, система охлаждения когда-то работала на воде. Затем появились первые охлаждающие жидкости на спиртовой основе. Следующим шагом был Тосол, который хорошо помнят водители Жигулей. А в иномарках сегодня используется специальный, высокотехнологичный антифриз.

По разнообразию и сложности состава охлаждающие жидкости, наверное, скоро приблизятся к моторным маслам. Чем дороже автомобили, тем больше требований ко всей автохимии, и система охлаждения – не исключение из правил. Чтобы не повредить дорогостоящее оборудование в своей машине, нужно точно знать, какой антифриз можно использовать, какой нельзя, как часто менять и какие “подводные камни” могут поджидать автолюбителя при выборе этого, казалось бы, элементарного средства.

Что такое антифриз, какой у него состав и для чего он нужен?


Состав охлаждающей жидкости
Самое первое и самое главное назначение антифриза – работать теплоносителем в системе охлаждения двигателя. Проходя через рубашку охлаждения, антифриз забирает на себя часть тепла, выделяемого мотором во время работы. Затем он переходит в радиатор охлаждения и в нём остывает под действием встречного потока воздуха или с дополнительным обдувом от вентилятора. И – снова к двигателю. Такая замкнутая система способна работать довольно долго, если в ней нет повреждений и если она нормально сбалансирована.

Да, но ведь с этим справилась бы и простая вода! Зачем же тогда использовать специальные смеси, сравнивать составы, подбирать подходящие?

Ответ – в химических и физических свойствах воды. Да, она почти идеальный теплоноситель, но при этом закипает при 100 градусах, замерзает уже при «-1», да еще и расширяется при замерзании так, что разрывает любые трубы. К тому же, с точки зрения химии, вода – мощный окислитель, способный “разъесть” металл за короткое время. Поэтому и используются специальные компоненты.

Итак, назначение антифриза намного шире, чем кажется на первый взгляд.

  1. Служить теплоносителем, поддерживая рабочую температуру двигателя (не выше и не ниже, чем запланировано конструкторами).
  2. Предотвращать появление коррозии металлических элементов системы.
  3. Не закипать при температуре 100 градусов, чтобы не дать двигателю перегреться в жару.
  4. Замерзать при низких температурах, сохранять текучесть на морозе.
  5. При охлаждении до температуры кристаллизации (замерзания) не повреждать систему охлаждения.
  6. Ну и по мелочи — не создавать накипи в системе охлаждения, смазывать помпу, не разъедать резиновые уплотнители.

Чтобы добиться от охлаждающей жидкости (ОЖ) таких качеств, используются активные компоненты. Это спиртовые вещества этиленгликоль и пропиленгликоль. Они имеют низкую температуру замерзания, так что не боятся никаких морозов. Для получения готовой охлаждающей жидкости используется смесь этих спиртов в равных долях с водой. Казалось бы, вода-то как раз и испортит весь праздник, но нет: при замерзании она образует не сплошной массив льда, а мелкие кристаллики, которые плавают в спирте и не вредят системе охлаждения. А при запуске двигателя почти сразу тают.

Смесь спирта и воды составляет 90-95% от общего объема готового антифриза. И еще 5-10% объема приходится на пакет присадок (куда ж без них), которые и обеспечивают особые качества антифриза. Составы на основе этиленгликоля – самые распространенные и доступные. А вот с пропиленгликолем делают дорогие виды антифриза.

История возникновения названий ОЖ:

Как мы отметили раннее, изначально для охлаждения моторов применялась обычная вода из ближайшего пруда. Затем появились более технологичные ДВС, соответственно возникла потребность в качественной охлаждающей жидкости. Зарубежные производители объединили все варианты ОЖ под определением «antifreeze». То есть, незамерзайка.

Одновременно советское правительство дало указание ученым разработать аналогичный препарат для отечественных авто (дабы не покупать дорогую жижу за рубежом). Один из химических НИИ оперативно разработал (или просто скопировал) технологию. Зарубежная и отечественная жидкости были абсолютно идентичны по свойствам и составу. Отечественную разработку отдела ««Технология органического синтеза» назвали аббревиатурой этого подразделения; «ТОС». Добавили суффикс, использующийся в названиях спиртов (этанОЛ, метанОЛ), получился ТОСОЛ. Это название стало таким же нарицательным, как «ксерокс». Несмотря на то, что из года в год состав отечественной незамерзайки и зарубежных ОЖ менялся, общие названия закрепились.

Замена антифриза и промывка системы охлаждения ВАЗ 2110Замена антифриза и промывка системы охлаждения ВАЗ 2110

Простейшие составы на основе глицерина или этиленгликоля с минеральными добавками, принято называть тосолами. Хотя за рубежом есть antifreeze с такими же компонентами. На упаковках можно встретить оба названия, принципиальной разницы нет.

Классификация антифризов Unol TV#4Классификация антифризов Unol TV#4

Классификация антифризов

Производители выпускают на рынок такое количество разнообразной автохимии, что у покупателей наступает шок — совершенно непонятно, какой антифриз выбирать и подойдет ли он для любимой “ласточки”. Чтобы не совершать ошибок при выборе, нужно заранее разобраться, какие антифризы бывают и чем они отличаются.

Существуют две классификации: по составу присадок и по спецификации Volkswagen. На них и ориентируются покупатели.

Классификация по составу антифриза

Тут всё достаточно просто: от старых технологий к современным.

  1. Традиционные. Это самые первые средства, в которые добавлялись присадки на неорганической основе. Это всем известный Тосол, в состав которого могут входить фосфаты, нитраты, амины, силикаты (кремниевые присадки) и т.д. Эти компоненты предназначались в основном для защиты металла от коррозии. Но защита была не самой лучшей — присадки образовывали сплошной слой на элементах системы охлаждения. Понятно, что это не лучшим образом влияло на эффективность теплообмена. В Европе от применения традиционных антифризов отказались еще в 90-е годы.
  2. Гибридные. Это пока всё те же традиционные, но с включением в состав органических присадок – карбоксилатов. Такое “гибридное решение” позволило немного улучшить качество антифриза, продлить срок его эксплуатации, снизить влияние на систему охлаждения.
  3. Карбоксилатные. Как понятно из названия, в их состав входят только органические присадки. Химикам удалось добиться интересного эффекта: присадки образуют защитный слой только на очагах коррозии. Таким образом, уже начавшийся процесс окисления изолируется от жидкости, чтобы он не заходил дальше. А там, где металл не тронут ржавчиной, никаких отложений нет. Использование карбоксилатного антифриза заметно улучшает эффективность охлаждения, особенно если он использовался изначально и вовремя менялся на свежий.
  4. Лобридные. В них часть этиленгликоля заменена пропиленгликолем – менее агрессивным и ядовитым, но более дорогостоящим компонентом. Кроме того, к основной массе органических присадок добавлено примерно 10% силикатных. Такая комбинация заметно улучшает качество охлаждения двигателя, но при этом заметно дороже по цене, чем карбоксилатный антифриз.

Спецификация Volkswagen

Свойства антифризов G11, G12, G13
В свое время концерн Volkswagen создал собственную систему спецификации охлаждающих жидкостей и начал применять ее для назначения антифриза на свои автомобили. Система оказалась настолько удачной, что ее переняли другие автопроизводители, и сегодня она повсеместно используется в мировой практике. За ориентир взята совместимость материала радиатора (и других элементов) системы охлаждения с компонентами антифриза. В этой классификации уже насчитывается 5 категорий допусков:

  1. G11. Первый и самый примитивный по составу антифриз, совместимый с алюминием и медью. Используется в автомобилях до 1996 года выпуска, в которых еще устанавливались медные радиаторы охлаждения и отопления. В составе этиленгликоль в качестве активного вещества, и силикатные присадки. Особенность этого антифриза в том, что силикаты покрывают изнутри систему охлаждения своеобразной “скорлупой”, которая замедляет теплообмен, хоть и препятствует образованию коррозии. Кроме того, силикатная пленка имеет свойство отслаиваться, твердые чешуйки попадают в систему охлаждения и могут повредить ее (первой страдает водяная помпа). Поэтому антифриз G11 необходимо менять каждые два года и при замене обязательно промывать систему охлаждения.
  2. G12. Этим кодом маркируют охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля с органическими присадками, то есть карбоксилатные. Они тоже подходят для алюминия и меди, то есть могут использоваться и в старых, и в новых автомобилях (1996-2001 годов выпуска). Отсутствие силикатов предотвращает образование твердого осадка, а сбалансированный состав присадок продлевает срок эксплуатации до 5 лет (или же 250 тыс. км). У них достаточно высокая температура кипения, так что они подходят для мощных современных двигателей. А вот на что нужно обращать внимание, так это на то, что антифризы G12 ни в коем случае нельзя смешивать с G11. Такой “коктейль” чреват химической реакцией между разными присадками.
  3. G12+. Следующее поколение антифриза с улучшенными характеристиками. Как и предыдущий класс, делается на основе этиленгликоля и органических присадок, без добавления силикатов. Более стабильный состав способствует более длительному сроку эксплуатации без потери качества (до 8 лет, по заявлению производителей, но лучше сменить его через 5 лет – для спокойствия). Используется в автомобилях после 2001 года выпуска, в том числе с мощными двигателями, требующими высокой скорости теплообмена. Противопоказан для латунных радиаторов.
  4. G12++. Охлаждающая жидкость на основе пропиленгликоля – новое поколение средств для современных автомобилей. Используется с алюминиевыми радиаторами (не медными и не латунными!), содержит в составе органические присадки и карбоновые кислоты. Компоненты присадок не откладываются на внутренних стенках радиатора, а предотвращают образование коррозии. Таким образом, качество теплообмена получается выше, а срок службы радиатора охлаждения – больше.
  5. G13. Новейшие средства, в состав которых входит пропиленгликоль, органические и минеральные присадки. Их рекомендуют использовать в автомобилях после 2010 года выпуска с алюминиевыми и легкосплавными деталями системы охлаждения, и именно так поступают многие автовладельцы, покупая для своих новеньких машин самую лучшую автохимию. Да и менять его приходится реже, чем остальные – G13 может проработать до 7 лет без потери эксплуатационных качеств (присадки не выпадают в осадок) и до 10 лет, если залит с конвейера. Кроме того, данный антифриз обладает отличными смазывающими свойствами. Тот, кто знает, во сколько на современных автомобилях обходится замена помпы, оценит этот бонус. Однако нужно помнить, что для латуни, меди и свинца это средство не подходит.

Пару слов о кавитации

Состав охлаждающей жидкости должен учитывать — «кавитацию» внутри системы охлаждения. Все дело в том, что при детонации топлива, на стенки головки блока переходят высокочастотные вибрации, из-за чего антифриз «бурлит». Постоянно образуются мелкие пузырьки, которые лопаются – это и есть кавитация. Такие пузырьки отрицательно влияют на состав жидкости, а именно снижают защиту присадок, поэтому зачастую может возникнуть очаг коррозии. Поэтому нужно правильно подбирать антифризы, например основанные на карбоновой кислоте и лобридные, противостоят кавитации в разы лучше, чем «традиционные» и гибридные жидкости.

Можно ли смешивать антифризы?

Смешивание антифризов – одна из самых интересных тем для дискуссий. Учитывая, что антифризы маркируются не только спецификациями, но еще и цветом, вопрос смешивания приобрел оттенок шаманства. На видео, выше, у популярной программы свои весомые аргументы.

Причина разногласий в том, что до определенного времени производители красили антифризы так, как им подсказывала фантазия. Поэтому автолюбители “старой гвардии” привыкли, что цвет ни на что не влияет.

Однако с недавних пор картина изменилась: по взаимной договоренности цвет антифриза косвенно указывает на его спецификацию, а значит, тоже может служить ориентиром для желающих “приготовить коктейль”.

Если остро необходимо долить охлаждающую жидкость в систему охлаждения, где уже есть жидкость, нужно ориентироваться следующим образом:

  1. G11 категорически нельзя смешивать с G12. Их присадки по принципу действия противоположны друг другу и могут вызвать неприятные последствия. А вот с G12++ он вполне “дружит”. И, конечно, можно смешивать антифризы одной спецификации, но разных цветов (например, синий и зеленый G11);
  2. Примерно так же обстоят дела с новейшим G13. Он может быть желтого или фиолетового цвета, и внутри одной спецификации их можно смешивать без проблем, с G12, G12+ и G12++ тоже допустимо, а с G11 лучше не мешать;
  3. Ну а G12, G12+ и G12++ без особых последствий смешиваются между собой. Нужно только помнить, что если к антифризу класса выше долить антифриз класса ниже, то весь антифриз понизит свой класс, по этому мы не рекомендуем так делать.


Таблица совместимых типов антифриза

И всё-таки: зачем нужно смешивать антифризы? Если в дороге уровень охлаждающей жидкости понизился, а под рукой (и в продаже на ближайшей заправке) нет нужного средства, можно просто долить в систему немного дистиллированной воды. Готовый антифриз и так состоит из воды наполовину, а этиленгликоль закипает при 120 градусах, так что небольшое разбавление беды не наделает. “На воде” можно добраться даже до СТО, если в системе охлаждения образовалась течь и нужен срочный ремонт. Это всё равно лучше, чем смешивать две жидкости, в состав которых входят секретные ингредиенты. Никто не может предсказать, какая между ними возникнет химическая реакция!

Общий состав антифризов

Как ни крути но все антифризы, будь это красный – зеленый или синий, состоят на 80% практически из одного и того же:

  • Этиленгликоль (моноэтиленгликоль, этандиол и прочее) – это простой двухатомный спирт, маслянистой консистенции, практически без запаха, немного вязкий, если замерить плотность, то она составляет – 1,112-1,113 г/см3 (если замерять при 20 градусах Цельсия). Температура закипания 196 °С, а вот замерзает уже при – 12, — 13 °С (поэтому обязательно нужно разводить с водой). При нагреве сильно расширяется, поэтому в систему в холодном состоянии, заливают примерно на 10% меньше.
  • Вода. ОБЯЗАТЕЛЬНО нужна, иначе чистые «гликоли», замерзнут уже при – 13 °С. Применяют обязательно дистиллированную воду – чтобы не вызывать на стенках патрубков и радиаторов накипи.

дистиллированная вода

  • Присадки. В основном это антикоррозионные – делятся на четыре вида: — лобридные, карбоноксилатные, гибридные и традиционные.

Это основной состав антифриза, если с первым и вторым пунктом все понятно, то вот третий пункт (присадки) нуждается в дополнительных пояснениях.

Технические характеристики антифриза

Характеристики готовых антифризов зависят от концентрации активного вещества (этиленгликоля или пропиленгликоля) в воде, а также свойствами присадок.

Температурные показатели

Этиленгликоль в чистом виде замерзает всего лишь при -13 градусах. Однако при смешивании с водой в пропорции 60:40 дает раствор, замерзающий аж при -49 градусах. Это свойство делает его пригодным к применению в суровых зимних условиях.

Температура кипения этиленгликоля составляет 197 градусов и при разбавлении водой снижается. Готовый антифриз закипает при 120 градусах, и этого вполне достаточно даже для мощного двигателя.

Пропиленгликоль в растворах ведет себя совершенно по-другому: чистое вещество замерзает при -60, а раствор с водой в пропорции 60:40 замерзает при -54 градусах. Температура кипения снижается так же плавно, и со 187 градусов для чистого пропиленгликоля падает до 135, что немного выше, чем у этиленгликолевых составов.

А вот Тосол закипает уже при 105-110 градусах, зато выдерживает мороз до -65.

Плотность

Плотность антифриза интересует в основном специалистов, которые обслуживают технику. Как правило, владельцам легковых автомобилей советуют следить за уровнем жидкости в системе охлаждения, доливать антифриз по мере надобности и менять его по графику.

Однако плотность напрямую связана с такой важной характеристикой как «число Прандтля». Это показатель того, насколько быстро жидкость способна отводить тепло. Чем выше плотность – тем выше число Прандтля, именно поэтому ее тоже иногда приходится измерять. Кроме того, от плотности зависит температура замерзания охлаждающей жидкости. То есть иногда нелишним будет знать, годится ли жидкость, которая залита в систему охлаждения, для зимнего периода. И что там вообще «нашаманили» сервисмены…

Другие важные характеристики

Допустим, вы оценили состав антифриза и доверяете его производителю. Нелишним будет уделить внимание и другим не менее важным техническим характеристикам данной жидкости. В частности, температуре, при которой «охлаждайка» начинает кипеть или застывать. Эти рабочие диапазоны напрямую зависят от конкретного класса продукта. Если говорить о бюджетных вариантах, то они могут закипать уже при температуре 109 градусов Цельсия. Более дорогие варианты стойко выдерживают даже высокие показатели в 125 градусов. Что касается устойчивости к минусовым температурам, антифриз обычно выдерживает даже экстремальные отрицательные значения в минус 40 градусов.

Что лучше: тосол или антифриз?

Это один из самых распространенных вопросов у автолюбителей. Можно ли заливать тосол в любимый Фордик, а может, лучше купить хороший антифриз своей «копейке»? Отвечаем.

По сути, антифризами называют любые охлаждающие жидкости, как для автомобилей, так и для другого оборудования. Так что вода, залитая в систему охлаждения – тоже «антифриз» по своему назначению.

Однако так получилось, что антифризами мы называем все охлаждающие жидкости для автомобилей. И среди них можно встретить канистры с надписью ТОСОЛ, которая означает только марку антифриза. По своему составу это смесь этиленгликоля, воды и минеральных присадок, по классификации – минеральный (традиционный) антифриз первого поколения, по спецификации VW – группа G11. И применяется он именно так, как применяются все остальные минеральные антифризы класса G11: для автомобилей до 1996 года выпуска, с латунными или медными радиаторами охлаждения и отопления, с чугунной «рубашкой» двигателя.

Чаще всего Тосол покупают для подержанных отечественных автомобилей, поскольку изначально именно для них он и разрабатывался, и именно для них это лучший антифриз.

Что будет, если «побаловать» старую машину охлаждающей жидкостью более высокого класса? Возможно – ничего. Но если в автомобиле установлена, например, латунная «печка», хороший качественный антифриз G12+ или G12++ разъест ее за короткое время. Просто потому что он не подходит для этого металла.

Ответ на вопрос «что лучше?» может быть только один: лучше всего тот антифриз, который подходит для автомобиля. И если нужен Тосол, то заливать Тосол!

Что делать, если антифриз нужно полностью менять

Допустим, вы приняли решение менять «охлаждайку» самостоятельно. Для этого потребуется сначала слить отработанный продукт. Следует установить автомобиль на относительно ровной площадке и охладить двигатель, чтобы не получить ожоги при работе. Далее необходимо снять защиту картера, если в этом есть необходимость, а также подготовить емкости для отработки. После слива старой жидкости нужно промыть систему и залить новый антифриз тонкой струйкой. Это принципиально важный момент – если лить его слишком активно, можно получить неприятные сюрпризы в виде образовавшихся воздушных пробок. Они могут нарушать работу системы охлаждения.

Вам будет интересно: Температура кипения антифризов разного цвета

Как выбрать и какой антифриз лучший?

Теперь назрел вопрос: как же выбрать антифриз. В любом магазине уже столько их разновидностей, что можно сойти с ума, пока поймешь, какой нужен. Да и сосед по гаражу советует одно, а продавец в магазине – другое… Куда бежать?

Бежать домой, находить сервисную книжку своего автомобиля и читать, что рекомендует автопроизводитель. Как правило, требования к спецификации антифриза в ней указаны четко и недвусмысленно. Это единственный источник истины, поскольку даже на одинаковые модели автомобилей могут рекомендоваться разные антифризы, в зависимости от комплектации. Так что можно поблагодарить соседа за советы, но сделать так, как рекомендует производитель автомобиля.

От того, правильно ли выбран антифриз, зависит многое: как быстро будет прогреваться двигатель и насколько эффективно охлаждаться, как будет жидкость взаимодействовать с металлом радиатора и двигателя, как поведут себя эластичные уплотнители.

Если же сервисной книжки катастрофически нет, можно подбирать антифриз по листам допусков от автопроизводителя. Это тоже неплохой способ найти подходящую жидкость и не ошибиться.

После того, как прояснилась ситуация с допуском и спецификацией антифриза, можно выбирать бренд. И тут лучше обратить внимание на качественные торговые марки антифриза, давно зарекомендовавшие себя на мировом рынке. Те же Swag или Hepu заслужили репутацию надежных производителей автохимии, товары которых всегда оправдывают вложенные средства.

Можно, конечно, рискнуть и приобрести продукцию какой-нибудь малоизвестной фирмы, если о ней есть хорошие отзывы знакомых автолюбителей. Но за таким антифризом придется регулярно «приглядывать»: нет ли пены в расширительном бачке, не появляется ли осадок, не меняется ли цвет и т.д.

Ну а самым шикарным вариантом будет оригинальный (ОЕМ) антифриз. Да, стоимость у него немаленькая, но это гарантия высокого качества и долгого срока службы!

Марки охлаждающих растворов их достоинства и недостатки

В России, на сегодняшний день, наибольшее распространение получили антифризы трёх торговых марок: «Аляска», «Феликс» и «Синтек».

Аляску выпускает совместная русско-американская компания Delfin Group, продукция этой компании очень хорошо зарекомендовала себя в США и теперь имеет благосклонные отзывы пользователей в России.

В линейке растворов этой фирмы есть вещества всех классов, и они зарекомендовали как одни из лучших охлаждающих жидкостей по соотношению цена-качество.

Охлаждающие вещества торговой марки «Феликс», выпускает российская . Эта компания выпускает охлаждающие жидкости классов G11 и G12. Данные вещества достаточно высокого класса, хотя при этом имеют сравнительно доступную цену.

Антифризы торговой марки «Синтек», пожалуй, самые качественные в этом обзоре. Продукты этой фирмы постоянно участвуют в различных тестах и сравнительных испытаниях, в которых набирают высокие балы и положительные отзывы.

Данные вещества выпускает российская и при этом рынком сбыта является не только Россия, но и страны бывшего СССР, а также страны из дальнего зарубежья.

Как смешиваются различные марки антифризов?

Разные виды охлаждающих растворов, более того, даже вещества различных торговых марок, смешивать нельзя. В результате смешивания свойства охлаждающей жидкости могут радикально поменяться.

Кроме этого, очень часто в результате смешиваний, в охлаждающей системе образуются всевозможные твёрдые и желеобразные осадки, которые могут забивать каналы двигателя и разрушают его узлы, в частности, такие как водяная помпа.

Как проверить антифриз?

Как понять, что в канистре, или что залили на СТО? Для определения качества охлаждающей жидкости можно использовать два домашних метода.

Первый – это та самая проверка плотности с помощью ареометра. У свежего антифриза плотность должна быть строго в пределах нормы. Если она ниже, чем нужно, значит, в растворе больше воды, чем требуется по пропорции. Инструкции, ниже, на видео.

Измерение плотности пригодится и во время приготовления смеси из концентрата. Можно по ходу работы проверить, какой получается антифриз.

Однако некоторые производители искусственно завышают плотность готового антифриза, добавляя в него серную кислоту. Представьте, какой беды может натворить кислота в замкнутой системе из различных металлов. С ней не справятся никакие антиокислительные и щелочные присадки!

Проверить, добавил ли производитель кислоту в антифриз, можно за полминуты — отлить немного жидкости в стеклянную емкость и добавить в нее ложку обычной пищевой соды. Если ничего не происходит – антифриз нормальный. Если же сода вступает в реакцию с жидкостью (шипит и пенится), значит, в антифризе есть кислота и заливать его в систему охлаждения ни в коем случае нельзя.

Срок службы антифриза

Как и любую другую техническую жидкость, созданную для работы в автомобильных системах, «охлаждайку» необходимо менять, а также доливать, если в этом есть необходимость. Как понять, что раствор для охлаждения двигателя потерял свои свойства? Во-первых, об этом может сигнализировать сам автомобиль, если он оснащен соответствующим датчиком. Во-вторых, можно заметить, что рабочая температура силового агрегата значительно увеличилась и долгое время не возвращается к привычным значениям. Наконец, можно посмотреть на состояние антифриза. В случае если он приобрел бурый оттенок, напоминающий ржавчину, стоит задуматься о его немедленной замене.

Преимущества и недостатки антифриза

Как и всё в этом мире, антифриз имеет свои плюсы и минусы. Их нужно учитывать при выборе, эксплуатации и утилизации охлаждающей жидкости, чтобы не навредить своему автомобилю, себе, окружающим людям и природе.

Преимущества антифриза.

  1. Основное преимущество современных охлаждающих жидкостей – дополнительные свойства. Это защита от коррозии, восстановление эластичности резиновых прокладок и уплотнителей, смазывающие свойства. А по сравнению с обычной водой антифриз еще и отлично справляется с высокими и низкими температурами.
  2. Еще один плюс антифризов на гликолевой основе – низкий коэффициент расширения при замерзании. Не страшно оставить машину на морозе: даже при очень низких температурах в системе охлаждения образуется не сплошная ледяная глыба, а мелкие кристаллики.
  3. И, наконец, возможность менять физические характеристики простым изменением концентрации делает это средство очень удобным для жителей северных районов.

Недостатки антифриза.

  1. Основной недостаток – опасность для людей и природы. Этиленгликоль – опасный яд, смертельная доза которого для взрослого человека всего лишь 100 мл. Понятно, что никто в здравом уме не будет пить антифриз, однако есть еще дети и домашние животные, которым не объяснишь, что вот эта красная сладковатая жидкость – не сок, а отрава. Малышу нужна всего секунда, чтобы сделать пару глотков, щенок может погрызть канистру, пока хозяева спят. Поэтому хранить емкость с антифризом нужно в недоступном для детей месте. В прямом смысле!
  2. Второе, что нужно помнить: отработанный антифриз нельзя выливать в канализацию, на землю, в водоемы и т.д. Он не разлагается, а проникает в грунтовые воды и отравляет их. Канистру со слитым антифризом лучше всего занести на СТО, которое сдает его на переработку. Кстати, именно поэтому производители и пришли к использованию более дорогого, но и более безопасного пропиленгликоля. Возможно, со временем он станет основным компонентом всех антифризов.

Какие типы антифриза бывают и история создания

Антифриз – это скорее общее обозначение для большей части охлаждающих смесей в автомобиле, которых существует большое количество на рынке. Однако для охлаждения мотора ранее применялась обычная вода. Далее воду заменили на раствор соли и собственно воды.

Первичный прототип антифриза для системы охлаждения автомобиля был получен в 1930 году. После этого основную охлаждающую роль стал выполнять стандартный этиленгликоль. Потом к этиленгликолю было решено добавлять различные присадки и со временем уже был получен новый антифриз.

В настоящий момент на рынке авто товаров можно увидеть большое количество антифризов. Все они различаются между собой по составу используемой смеси, а также могут отличаться цветом и временем гарантийной работы.

Советы водителям

  1. При заливке свежего антифриза обратите внимание на запах. Обычно производители добавляют различные отдушки, и если вы не в первый раз покупаете антифриз своего любимого бренда, то хорошо знаете, как он пахнет. Если запах кажется другим, возможно, вы купили подделку: не все отдушки продаются свободно, есть фирменные, которые недоступны производителям фальсификата.
  2. Лучше всего менять антифриз по регламенту, даже если жидкость на вид еще нормальная. Степень деградации присадок «на глазок» не определишь, а когда пойдет процесс окисления, повернуть его вспять не удастся.
  3. Периодически заглядывайте в расширительный бачок. Нормальный антифриз после определенного срока эксплуатации становится непрозрачным, но не густым и без посторонних примесей. Следы пены, масла, ржавчины на горловине бачка говорят о том, что система охлаждения не в порядке. Такой антифриз нужно срочно менять, а всю систему промывать и проверять.
  4. Если вы приобрели автомобиль с пробегом, не поленитесь заменить антифриз с промывкой системы. Даже если жидкость выглядит еще вполне пристойно. Промывка может открыть такие тайны, о которых не догадывался даже бывший владелец. Например, твердый осадок в системе, ржавчину и прочие следы трудной жизни автомобиля.
  5. Периодически проверяйте уровень жидкости в расширительном бачке. Если приходится периодически доливать антифриз, ищите утечку: где-то он просачивается в мельчайшую трещину. Текучесть антифриза намного выше, чем воды, так что он очень хорошо умеет «убегать» из замкнутой системы. Самый тяжелый случай – это протечка антифриза в цилиндры двигателя.

Как определить, подходит охлаждающая жидкость для вашего автомобиля, или нет?

Серьезные производители сертифицируют свои технические жидкости на автозаводах. По такому же принципу, как и моторные масла, поэтому вы всегда можете сверить соответствие по каталогам. Например, таблица совместимости для тосолов (антифризов) BASF:

Именно тут и кроется подвох. Универсальных спецификаций «для всех Фордов» или для любого дизельного «VW» не существует. Каждый автомобиль рассчитан на определенный тип тосола, и смешивать их категорически не рекомендуется. При соприкосновении силикатных и карбоксилатных присадок образуются плотные сгустки. Они закупоривают соты радиатора, нарушая циркуляцию воды.

Некоторые сплавы внутри мотора или радиатора, могут активно корродировать именно под воздействием определенной минеральной добавки, поэтому единственный правильный ответ ищите в инструкции к вашему авто.

Спецификации G11, G12, G12+ и пр. для Фольксвагена не могут применяться в подборе антифриза для КИА. Некоторые автовладельцы просто покупают жидкость того же цвета, как в расширительном бачке. Цвет не имеет отношения к составу ОЖ. Это краситель – маркировка.

Вывод

Большинство автолюбителей считают, что антифриз – штука не важная и не требующая особого внимания. Однако это не так: от состояния теплоносителя зависит и качество работы двигателя, и его долговечность, и отдаваемая мощность, и даже расход топлива. В каком-то смысле, антифриз не менее важен, чем моторное масло, хоть и требует к себе меньше внимания.

Своевременная замена охлаждающей жидкости, ее правильный подбор и использование помогут избежать многих проблем и долгие годы пользоваться автомобилем, не тратя деньги на ремонт системы охлаждения.

Образование пены

Стоит отметить, что при разработки охлаждающих жидкостей подбирались такие составы, чтобы пены не возникало вообще – ведь пена это «почти» «завоздушивание» трубок охлаждающей системы, что может привести к плачевным результатам – банально перегреву. Поэтому практически не один из составов (с различными присадками) – не пенится. Что уже хорошо! Также стоит заметить что – «борщите» с водой при разбавлении, она то как раз прекрасно пенится.

Ссылка на основную публикацию
Похожее