Музей JAWA в Чехии    

Мелкосерийное производство мотоциклов было налажено в Чехословакии еще в первом десятилетии прошлого века, однако новая страница в истории мототехники началась в 1929-м году, когда владелец оружейного завода Франтишек Янечек переоборудовал его для выпуска мотоциклов. Янечек приобрел у немецкой фирмы Wanderer лицензию на 500-кубовую модель с задним приводом и выпустил первую базовую модель мотоцикла под торговой маркой Jawa (Ява). Название марки расшифровывается достаточно просто, так как это первые буквы имен ее создателей: «Ja» — от Janechek и «Wa» — от Wanderer.

Первый мотоцикл Jawa был не только тяжелым, но и дорогим, поэтому он не особенно вдохновил потребителей. Нужно было спасать положение, и Янечек пригласил английского конструктора Джорджа Уильяма Патчетта для разработки новой модели. Ожидания Янечека оправдались: в 1932-м году был представлен легкий мотоцикл Jawa 175cc Villiers, который достаточно быстро завоевал популярность. Вдохновленный успехом, Янечек начал выпуск 250-кубовых и 350-кубовых мотоциклов с четырехтактным двигателем для любителей мощной мототехники. В 1937-м году состоялся дебют одной из самых популярных в то время модели — 100-кубового мотоцикла Jawa-Robot.

К концу 30-х годов завод мотоциклов Jawa стал играть весьма значимую роль в мотоиндустрии Чехословакии, но в это же время выпуском мотоциклом занялся и другой оружейный завод — CZ, который начал производить 100-, 125- и 350-кубовые мотоциклы с двухтактным двигателем. Всю войну, вплоть до 1945 года, заводы CZ и Jawa занимались изготовлением вооружения и ремонтом техники для фронта. На заводе мотоциклов Jawa, тем не менее, не оставляли надежды вернуться к своей основной продукции и даже сумели тайно спроектировать и провести испытания серии мотоциклов, в результате чего в 1946-м году на Парижском автосалоне была представлена модель Jawa 250/350 Perak. Мотоцикл произвел фурор, так как это была новаторская модель с новой конструкцией рамы, гидравлическими амортизаторами и коробкой передач, сопряженной с автоматическим выключением сцепления. Спустя два года появилась Ява-350 с двухцилиндровым двигателем и гоночный мотоцикл Jawa с двигателем объемом 498 куб.см.

«Золотое время» завода мотоциклов Jawa пришлось на 50-60-е годы, когда модели Ява стали экспортироваться в Советский Союз, который стал их основным потребителем. Это были Ява-250 и Ява-350, хорошо знакомые советским любителям мотоспорта. Завод стал активнее выпускать и гоночные мотоциклы, так как благодаря этим моделям команда Чехословакии неоднократно побеждала в международных соревнованиях. 60-е годы ознаменовались для завода мотоциклов Jawa большими переменами, так как по решению правительства головной завод объединения Jawa в Праге был переориентирован на выпуск изделий полупроводниковой промышленности. Для производства мотоциклов Jawa было выделено другое предприятие, которое вместе с заводом CZ начало выпускать унифицированные модели. В тот период времени производились преимущественно спортивные мотоциклы для мотокроссов и шоссейно-кольцевых гонок, а апофеозом стала выпущенная в конце 60-х модель Ява с четырехцилиндровым двигателем с жидкостным охлаждением.

В 70-х годах мотоциклы Jawa продолжали активно экспортироваться в Советский Союз и в страны Восточного блока. В 1973-м началось серийное производство модели Jawa-350/634 — дорожного мотоцикла с модернизированным двигателем и новой трубчатой рамой. Завод остался верен своим спортивным традициям и в те годы выпустил спортивные мотоциклы Jawa для спидвея и многодневных соревнований, в которых команда Чехословакии неоднократно становилась победительницей. Начало 80-х стало самым сложным периодом для завода мотоциклов Jawa: на Западе оформился новый вид классического мотоцикла — модель с четырехтактным двигателем и поршнем вместо дискового золотника, и чехословацкие мотоциклы оказались далеки от этого «идеала». После распада СССР мотоциклы Ява перестали быть востребованными и на своем основном рынке сбыта, в результате чего головной завод Jawa оказался в критической ситуации. В последующие годы были предприняты попытки модернизации выпускаемых моделей, однако вернуть былой спрос на мотоциклы Jawa так и не удалось.

Несмотря на это, завод мотоциклов Jawa продолжал свою деятельность, и в 1987-м был выпущен 3-миллионный мотоцикл этой знаменитой марки. В 1997-м была образована новая компания Jawa Moto, которая за прошедшее десятилетие выпустила несколько моделей: в частности, Ява-650 Classic, Ява-650 Style и Ява-650 Dakar. Преемник знаменитого производителя чехословацких мотоциклов компания Jawa Moto не забыла о том, какую роль в истории чехословацкой мотоиндустрии сыграл экспорт в СССР. Компания уже сообщала о своем намерении возобновить поставки мотоциклов Ява на рынки стран бывшего Союза и активизировать их продажу. И у «Явы» это обязательно получится, так как представлять мотоциклы Ява российским любителям мотоциклов нет никакой необходимости.

Музей JAWA в Чехии

Заводской музей — атрибут, который просто обязан иметь каждый уважающий себя производитель мотоциклов, да и всего остального тоже. Музей Ducati один из лучших в Мире, музей «Уралов» — едва ли не лучший в России и единственный, имеющий статус государственного. Даже в Ижевске, где некогда делали мотоциклы ИЖ, есть музей Ижмаша, где стоит небольшая коллекция бывшего заводского собрания. Та часть, которую успели сохранить, а ту, что не успели, можно найти в музее Вадима Задорожного, там тоже есть много интересных заводских прототипов.

Иными словами, без музея никак. Увы, именно заводского музея Jawa мне, во время майского евротура, найти не удалось. Не исключаю, что он есть, и, как и все, что делает завод, наверняка находится в каком-нибудь страшном упадке не имея собственного сайта, но это не беда. Дело в том, что преданности любителей этого чешского бренда позавидует любой другой производитель. Я не могу объяснить этот парадокс, но никакой HD, заставляющий людей продавать внутренние органы ради покупки очередной новинки, никогда не сравнится с любителями Jawa. Может чехи что-то добавляли в вишневую краску, что сводило людей с ума и вызывало зависимость?

Не знаю, и, видимо, никогда не узнаю. Сам несколько раз чуть не покупал себе один из их мотоциклов, при чем желание не пропало даже после того, как я на нем проехался. Но об этом в другой раз. А пока про музей. Заводского музея Jawa я не нашел, зато в окрестностях Праги есть несколько частных, да и в самой столице есть потрясающий технический музей, где тоже представлены отечественные мотоциклы. Туда, к слову, нужно идти сразу же, как только окажетесь в Праге, это, пожалуй, главная достопримечательность для всех, у кого бензин в крови. Ну или что у нас там.

В нем я был много лет назад и с удовольствием сходил бы еще раз, но в нынешний визит зацепить хотелось именно музей Явы. К нему пришлось долго ехать, а потом несколько часов ждать хозяина — музей расположен прямо на даче, откуда владелец иногда отъезжает. В любом случае, перед выездом лучше позвонить и желательно иметь под рукой человека, знающего чешский язык, он будет незаменим!)

Сам музей довольно тесный, но в нем есть все, от довоенных моделей до последних, уже китайских поделок завода. Есть и всякие мелкосерийные штуковины, вроде снегохода Jawa, а так же целый сарай с разными самоделками — их хозяин музея тоже собирает. Увы, большой репортаж с рассказом об истории бренда и развитии моделей я не осилю, зато, наконец, выложу фотографии.

Ссылка на основную публикацию
Похожее