Электронный датчик дроссельной заслонки

Принцип работы дроссельной заслонки

Основные элементы дроссельной заслонки

Как происходит контроль оборотов двигателя водителем? Нажимая на газ, он открывает дроссель, увеличивая диаметр пространства, через которое происходит питание двигателя воздухом. Чем больше воздуха попадает в двигатель, тем больше ЭБУ (компьютер) двигателя подаёт топлива, соблюдая при этом необходимую пропорцию воздух/бензин. Большая масса воздушно-топливной смеси приводит к мгновенному увеличению оборотов (и мощности соответственно).

Зачем нужно чистить дроссельную заслонку?

Проверка работы после чистки

Итак, дроссельная заслонка – это своеобразный «дыхательный орган» двигателя. Вместе с воздухом из окружающей среды в неё попадает пыль, которой удалось миновать воздушный фильтр.

Также в двигателе присутствует такая система, как система рециркуляции картерных газов. В картере накапливаются газы, состоящие из масляной пыли, отработанных газов, и топлива, которое не успело сгореть в цилиндрах.

В соответствии с современными экологическими требованиями, конструкторами принято решение отправлять эти газы обратно в цилиндры, с целью их дожигания. Газы проходят через маслоотделитель, но небольшой процент масла все же остаётся в них. Путь их к цилиндрам как раз лежит через дроссельную заслонку.

Оседание пыли

Там то и происходит смешивание масляной пыли с пылью обычной. Эта чёрная, липкая масса и оседает в рабочем пространстве дросселя, через которое воздух идёт в двигатель.

Образовавшийся слой влияет на диаметр, а следовательно, и на пропускную способность дросселя. Это влияет на работу двигателя, его реакцию на резкое нажатие педали газа. Кроме того, маслянистая смесь может попасть на КХХ, что неблаготворно влияет на ход холостых оборотов. Поэтому и нужно чистить дроссель от нежелательных образований внутри её.

Обслуживание и ремонт дроссельной заслонки

Заслонку необходимо время от времени чистить. Это обусловлено двумя факторами:

  • воздухофильтр удерживает в себе не всю пыль и грязь, часть попадает в заслонку и оседает на ее внутренних элементах;
  • при функционировании картера часть из отработанных газов и паров масла также попадает в дроссель, приводя к образованию на нем копоти.

Для чистки потребуется:

  • хлопчатобумажная или льняная ветошь;
  • ватные палочки;
  • набор отверток для демонтажа узла;
  • растворитель (подойдет ацетон, 646).

Вместо растворителя можно взять бензин. Однако следует иметь в виду, что он будет растворять нагар несколько хуже.

Для чистки потребуется выполнить следующие действия:

  • открутить винты, удерживающие воздухофильтр;
  • демонтировать воздушный фильтр;
  • открутить винты, удерживающие заслонку;
  • отсоединить заслонку (при наличии электрических разъемов также их отсоединить);
  • положить узел в небольшую чашку и полностью залить растворителем (обычно для этого достаточно 2 литровых бутылок);
  • продержать так дроссель 5 – 10 минут;
  • извлечь узел из растворителя и удалить грязь с помощью тряпки (в труднодоступных местах – с помощью ватной палочки);
  • произвести сборку механизма в обратном порядке.
ПОСЛЕ ЭТОГО Дроссельная заслонка АВТО будет работать как новаяПОСЛЕ ЭТОГО Дроссельная заслонка АВТО будет работать как новая

Нужно помнить, что схема подключения заслонки на разных моделях авто отличается. Перед началом работы лучше посмотреть фото отсоединенного от двигателя узла или изучить наглядную схему разборки. Это существенно облегчит выполнение процедуры.

Чего не следует делать, так это самостоятельно работать с механизмом, который имеет электропривод – его можно легко повредить. Это касается и электронных приводов (причем даже в большей степени).

Также перед процедурой чистки следует почитать отзывы о вашей модели механизма. Некоторые устройства не переносят замачивания в бензине или растворителе и начинают после него некорректно работать. В частности, такое происходит с заслонками Mitsubishi Lancer 9 4G18.

Надо понимать, что нередко чистка не дает желаемых результатов и мотор продолжает работать некорректно. Это говорит только об одном – задвижка вышла из строя. В таком случае ее ремонтируют или полностью меняют. Если речь идет о заслонке с электронным приводом, проблема может быть в нарушении работы блока управления.

О необходимости чистки или неисправности могут говорить следующие признаки:

  • авто не получается завести с одного раза;
  • двигатель делает рывки на холостых и невысокой скорости;
  • мотор самопроизвольно глохнет;
  • холостые обороты нестабильны.

Симптомы, которые могут возникать при забитом дросселе

  • При забитой дроссельной заслонке наблюдается некоторая заторможенность реакции на педаль газа . Двигатель с чистой заслонкой реагирует на нажатие акселератора гораздо живее.
  • Скопившаяся грязь в дросселе ограничивает поток воздуха, и может стать причиной неплавной работы мотора на холостых оборотах, обороты «плавают» .
  • Может наблюдаться подёргивание автомобиля при малых оборотах и скоростях
  • При очень высокой степени загрязнения возможны несанкционированные остановки двигателя, т. е. автомобиль глохнет .
  • Расход топлива. ЭБУ (компьютер) двигателя, распознав слишком слабый поток воздуха, увеличивает холостые обороты, тем самым увеличивая расход топлива .

Что делать, чтобы заслонка не загрязнялась слишком быстро

Её состояние будет зависеть от частоты замены воздушного фильтра, использования качественного масла ДВС, и исправности маслоотделителя системы рециркуляции картерных газов. В целом, процедура чистки не трудоёмкая и не дорогостоящая. Поэтому, при возникновении указанных выше симптомов, да и просто, при прохождении ТО рекомендуется проверять состояние дроссельной заслонки. Ресурс у самого узла очень высокий, но следить за ним стоит, так как он выполняет достаточно важную и тонкую работу.

Защита

Коэффициент заполнения (рабочий цикл) сигнала, который управляет дроссельной заслонкой, не всегда совпадает со значением коэффициента заполнения (рабочего цикла), формируемого датчиком педали акселератора. Если температура двигателя или частота вращения двигателя достигают предварительно определенного максимального значения, то значение коэффициента заполнения (рабочего цикла) ограничивается.

Значение коэффициента заполнения (рабочего цикла), формируемого узлом педали акселератора, вместе с определителем температуры двигателя являются частью защиты от перегрева. Если температура поднимается слишком высоко, то значение коэффициента заполнения (рабочего цикла) управляющего сигнала ограничивается.

Если частота вращения коленчатого вала двигателя поднимается выше установленного максимума, то значение коэффициента заполнения (рабочего цикла) управляющего сигнала уменьшается с помощью ограничителя скорости.

Для проверки знаний по теме, как и при изучении других модулей LCMS ELECTUDE, учащимся предлагается ответить на вопросы теста.

Если вы хотите получить общую информацию о впускных системах бензиновых ДВС, рекомендуется изучить наш материал «Системы вспрыска топлива бензиновых двигателей». В том числе, в них показана роль дроссельной заслонки в системе Mono-Jetroniс (моновспрыск), KE-Jetroniс (распределённный вспрыск).

as91 › Блог › Чистка дроссельной заслонки

В этой статье я расскажу про чистку дроссельной заслонки, зачем это надо и некоторые важные нюансы. Отдельным упомянута lacetti.

Зачем же надо чистить дроссельную заслонку и чем грозит грязный дроссель?

Симптомы грязной дроссельной заслонки обычно такие — машина плохо тянет с “низов”, плавают обороты холостого хода, автоматные машины, иногда, дергаются при разгоне. Почему это происходит? На стенках дроссельной заслонки обрастает всевозможными отложениями, из-за этого на малых углах открытия дроссельной заслонки начинает проходить меньше воздуха, чем рассчитывал завод, из за этого теряется тяга на низких оборотах двигателя. После чистки дросселя на lacetti и сброса адаптаций многие отмечают уменьшение расхода.

Я недавно промывал инжектор, надо ли мне чистить дроссель?

Да, чистить дроссель после чистки инжектора нужно. При промывке инжектора чистятся только форсунки, топливная рампа, впускные клапана, камера сгорания. Дроссель не чиститься, если только масте его вам не почистил.

Чем загрязняется дроссельная заслонка?

Основной источник загрязнения дроссельной заслонки — вентиляция картера. Особенно это заметно на подуставших, изношенных двигателях. Так же из картера могут вылетать маслянные пары на высоких оборотах двигателя. Так что если вы любете покрутить двигатель на высоких оборотах или ваш двигатель изношен, то вам надо тщательнее следить за чистотой дроссельной заслонки.

Как часто надо чистить дроссельную заслонку?

Принцип действия

Дроссельная заслонка играет роль специального клапана. Когда он открыт, давление в системе впуска приравнено к атмосферному давлению. При закрытом клапане — понижается до показателей вакуума. Заслонка комплектуется одним из двух вариантов управления:

  1. Механический привод (для бюджетных машин). Дроссельный клапан связан с педалью газа тросом из металла.
  2. Электрический привод (для современных моделей). В этом случае применяется электронная система, которая может влиять на значение крутящего момента двигателя. Также при данном типе управления снижается расход топлива.

Блок управления мотором принимает сигнальные импульсы от рабочих датчиков и превращает их в регуляторы воздействия на работу дроссельной заслонки.

Датчик положения дроссельной заслонки

Этот датчик является потенцимером. При воздействии на педаль газа изменяется положение заслонки и напряжение подаваемое на контролер. В закрытом состоянии напряжение составляет 0,7В, при полностью открытой 4В. В соответствии с этими данными датчик и контролирует подачу топлива.

Если возникает неисправность датчика положения, то контролер не сможет правильно определять положение заслонки. Это вытекает в следующие неисправности:

  • во всех режимах работы двигателя обороты начинают плавать, на холостом ходу обороты будут повышенными;
  • при выключении передачи (нейтраль) во время движения, двигатель может глохнуть;
  • иногда может загораться лампочка CHECK.

Для проверки работоспособности датчика положения, можно воспользоваться мультиметром. При включенном зажигании щупы подключаются к разъемам В и С. Изменение положения заслонки должно приводить к изменению напряжения.

Какой положительный эффект от чистки дросселя

В процессе эксплуатации автомобиля на внутренние и наружные части дросселя оседают частички пыли и капли масла, которые не смог остановить воздушный фильтр. Эти отложения могут нарушить четкое функционирование системы впуска. Происходит это потому, что при открытии загрязненной заслонки поступает меньшее количество воздуха, чем это предусмотрено в заводских настройках. Такая ситуация негативно сказывается на динамических характеристиках автомобиля.

Регулярная очистка дроссельной заслонки имеет следующие положительные аспекты:

  • Расход топлива будет соответствовать заводским нормативам.
  • Количество подаваемого в цилиндры воздуха останется в оптимальной дозировке на любом режиме работы силового агрегата и создаст бесперебойную работу двигателя.
  • Впускная система с чистым дросселем обеспечит быструю реакцию автомобиля при нажатии педали газа, что особенно важно в поворотах и зимой на скользкой дороге.
  • Завести машину можно будет стабильно быстро.
  • При переключении передач автомобиль не будет глохнуть, это поможет избежать аварийных ситуаций на дороге.

Следует выделить несколько наиболее распространенных причин, приводящих к преждевременному засорению дросселя:

  1. Низкое качество моторного топлива, как результат применения присадок для увеличения октанового числа бензина. Добавки преобразуются в нагар, оседающий на узлах впускной системы.
  2. Повышенная запыленность воздуха.
  3. Грязный топливный фильтр, который вовремя не заменили.
  4. Изношенный двигатель.

При наличии этих факторов следует обратить особое внимание на чистоту дроссельной заслонки.

Симптомы грязного дросселя может определить даже начинающий водитель:

  1. Двигатель плохо заводится, особенно после долгой стоянки;
  2. Автомобиль медленно откликается на нажатие педали «газа»;
  3. Машина дергается во время движения;
  4. При переключении на нейтральную передачу иногда глохнет мотор;
  5. Заметно увеличивается расход топлива.

Все эти неполадки в работе сигнализируют о возможном загрязнении дроссельного клапана и необходимости его очищения.

Минусы очистки дроссельной заслонки

Все негативные последствия очищения дросселя связаны с неправильно выполненной процедурой. Часто это происходит, когда работу производит сам владелец машины или неопытный мастер сервисной мастерской. Наиболее распространенные ошибки, влекущие за собой недостатки в работе дросселя:

  • Поверхностная очистка дроссельной заслонки, без полного разбора всего модуля. Удаляется только малая часть грязи, и нормальная работа заслонки не восстанавливается.
  • Использование жесткой щетки, вместо мягкой ветоши. Механизм покрыт тонким слоем молибдена, который улучшает прохождение воздушного потока. Счищая нагар твердым предметом, легко можно повредить полезное напыление из молибдена.
  • Пренебрежение процедурой регулировки дросселя после очистки. Модулю с электронным управлением необходимо дополнительное обучение, чтобы скорректировать функциональность.
  • Чистка механизма с приложением силы. Может привести к повреждению датчиков положения дроссельной заслонки.
  • Использование домашних средств из бытовой химии, не предназначенных для чистки автомобильных механизмов.

Работы по очистке дросселя, выполняемые профессиональными ремонтниками, требуют финансовых расходов. Этот фактор тоже можно отнести к минусам процедуры.

Виды дроссельных узлов и принцип их работы

Конструкция системы занятой в автомобиле подачей воздуха обычно не отличается особой сложностью, но может претерпевать некоторые изменения в зависимости от остального обустройства двигателя. Дроссельная заслонка не усложнялась, а упрощалась, несмотря на развитие новых видов и конструктивные особенности. Старое название дроссельной заслонки сохранилось с того времени, когда она была частью другого элемента, а увеличение ее функциональных обязанностей привело к тому, что стало появляться новое обозначение – дроссельный узел или попросту дроссель.

Если проследить последовательно процесс эволюции, то дроссельная заслонка сначала была с механическим приводом, затем появилась электрическая (электромеханическая), и уже после этого вида была создана с электронным управлением. На сегодняшний день мирно сосуществуют все три конструкции, и в ответ на вопрос, что такое дроссельная заслонка правильным было бы рассказывать обо всех трех существующих типах.

С механическим приводом

Появление дроссельной заслонки с механическим приводом ассоциировано с разработкой и внедрением инжекторной системы автомобильного питания. Если раньше условия работы этого нехитрого устройства определялись карбюратором, то теперь она, хоть и входит в состав системы подачи воздуха, все же является самостоятельным узлом. Основная функция механической дроссельной заслонки – дозирование воздушного потока или его перекрытие. Это необходимо для работы силового агрегата в вариабельных режимах.

Вспомогательные:

  • осуществление поддержки оборотов коленвала, пока машина на холостом ходу;
  • участие в работе усилителя тормозной системы;
  • включение датчиков и байпасных каналов;
  • регулировка количества воздуха, подаваемого системой в цилиндры.

Устройство дроссельной заслонки для инжекторной системы, такое же простое, как и ее снятие для процесса ремонта. Она состоит из корпуса и собственно заслонки с осью, и механизма привода. Принцип работы дроссельной заслонки основан на воздействии водителя через тросовый привод. Привод соединяет ось заслонки с сектором газа и педалью акселератора. Датчик положения указывает на угол открытия заслонки, передавая информацию электронному блоку управления. Тот, в свою очередь, на основании полученных данных, производит коррекцию количества подаваемого топлива.

На некоторых старых машинах еще сохранились датчики положения другого типа, потенциометрического, определяющий угол открытия на основании измерения сопротивления. Но их давно вытеснили более надежные магниторезистивные, в которых нет контактных пар, постоянно изнашивавшихся и требовавших замены. Клапан регулятора холостого хода теперь оборудован в канале, идущем отдельно от основного. Это электрический клапан, который работает в любых режимах холостого хода и может корректировать подачу воздушных потоков, когда и как это нужно для работы двигателя.

Основной принцип работы устройства дополнительного канала – подача воздуха при закрытой дроссельной заслонке, потому что и для холостого хода воздух все равно требуется. В целом, это прекрасная функциональная система, основательно продуманная, расположенная в пределах досягаемости и легко поддающаяся ремонту. Недостатком этого устройства считается перерасход топлива, возникающий из-за изменения положения дроссельной заслонки, на которое не успевает среагировать существующий блок управления.

Электромеханическая дроссельная заслонка

Появление электрической дроссельной заслонки изменило положение дел и приблизило автомобили к нынешнему уровню автоматизации. По-прежнему оставаясь на тросовом управлении, дроссельная заслонка лишилась всех дополнительных каналов, которые в мороз приходилось подключать к системе обогрева, чтобы они не замерзали. Появился электронный механизм, к которому частично перешло управление дроссельной заслонкой. Пусть это и был всего лишь электромотор с редуктором, подсоединенный к оси, но зато при запуске мотора новый блок дроссельной заслонки стал регулировать подаваемый воздух, и приоткрывать ее на необходимый угол.

При такой системе, установленной в автомобиле, водитель все еще управлял им с помощью педали газа и механического привода. Но зато на холостом ходу за него считал уже блок, хотя в остальных случаях устройство по-прежнему из-за шофера допускало ошибки в образовании нужной смеси. Принцип изменился, но не кардинально, хотя возможность убрать дополнительные каналы сильно облегчила работу устройства, и начинающие автомобилисты не искали зимой, где находятся байпасные каналы. Это участь досталась владельцам уже устаревших машин, прекрасно знавших, где может произойти сбой для чего нужны дроссельные заслонки.

Дроссельный узел с электронным управлением

Новый принцип работы в электронном устройстве заключается в полном отсутствии какой бы то ни было связи с педалью акселератора, на которую мог бы влиять водитель. В нем все еще есть электрический двигатель и редуктор, но теперь только он связан с осью и управляется блоком. Во всех режимах, а не только на холостом ходу, электронный блок осуществляет регуляцию и командует деятельностью заслонки. Появилось второе сигнально-информационное устройств, добавленное с момента перехода на такие системы – датчик акселератора.

Внешне и раньше все кажется очень простым:

  • контроллер видит по датчику положение заслонки;
  • ориентируется на ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки);
  • скорость изменения сигнала дает информацию о динамике нажатия на акселератор;
  • в закрытом состоянии – срабатывает регулятор холостого хода, подающий воздух по дополнительным байпасным каналам.

Сейчас электронный блок располагает информаций с датчиков и следящих устройств трансмиссий-автоматов, тормозов, оборудования для внутреннего климата и круиз-контролем. Схема стала и сложнее, и проще, зато давление воздуха оптимизировалось, и его подается всегда точное количество, отсюда устранен и перерасход топлива. Казалось бы, все безупречно, и можно забыть, где находится дроссельный узел, но все же не обошлось без определенных недостатков.

Рекомендации

Наиболее разумным будет доверить работы по очищению дроссельной заслонки мастерам автосервиса. Если по каким-то причинам водитель принимает решение провести данную процедуру самостоятельно, то у него есть два варианта очищения:

  1. Поверхностная чистка. Демонтаж узла не выполняется, а грязь удаляется только с видимой поверхности при помощи тряпки, смоченной в растворе. Способ простой, но малоэффективный.
  2. Глубокая чистка. Специальными инструментами производится полный разбор модуля заслонки. На все детали наносится растворитель, затем ветошью его удаляют вместе с грязью. После сборки узла обязательно проверяется корректность работы клапана.

Применять можно только специальные чистящие средства, предназначенные для использования в автомобилях!

Трём как следует: как чистить дроссельную заслонку и зачем это нужно?

Как бы ни старались менеджеры автосалонов и банков, но основная часть купленных в России автомобилей попала в руки новым хозяевам со вторичного рынка. И далеко не все эти средства передвижения ремонтируются у дилера, многие владельцы предпочитают обслуживать их своими силами. И что только они не делают, когда их приобретение перестаёт ехать как положено, на холостых оборотах работает, как старый трактор, и жрёт бензина больше, чем верблюд воды после переходы через Сахару… А ведь иногда достаточно просто почистить дроссельную заслонку, и автомобиль опять поедет как новый. Или почти как новый.

Дайте подышать!

Ч то такое дроссельная заслонка? Это механизм системы впуска, который отвечает за подачу воздуха для формирования топливо-воздушной смеси. Большинство бюджетных автомобилей оборудованы элементарной заслонкой с механическим приводом. Мы не будем говорить об электронных заслонках, разбираться в тонкостях работы которых достаточно сложно, а своими руками оные можно только доломать окончательно. Речь идёт об элементарном устройстве, которое чаще можно увидеть, сняв корпус воздушного фильтра.

Электронная дроссельная заслонка: как она устроена, и как её ремонтировать?

История вопроса

Принято считать, что так называемый E-газ – это технология последнего примерно десятилетия. В чистом виде – да, но интегрированный электропривод в дроссельных заслонках появился гораздо раньше – еще в 80-х. В те годы на оси заслонки с одной стороны располагался сектор газа, связанный с педалью акселератора классическим тросиком (да-да, «колесико», которое приводится в движение тросиком от педали, называется «сектором газа»!), а с другой стороны ось заслонки соединялась через шестеренчатую передачу с небольшим электромотором.
Собственно, на поведение машины при движении моторчик влияния не оказывал – связь с ногой водителя была олдскульная, механическая и четкая: как надавишь, так и поедешь! А вступал в работу электромотор только в режиме холостого хода, корректируя степенью приоткрытия заслонки обороты при прогреве и после прогрева, а также чуть добавляя газку при включении мощных потребителей электроэнергии и крутящего момента – кондиционера летом, ГУРа на морозе, разных обогревов и т.п. Чуть позже функции моторчика в дросселе расширились – при практически неизменной конструкции добавилось электронных команд: он стал управлять не только оборотами холостого хода, но и оборотами в движении – при включении круиз-контроля и при активации антипробуксовочной системы.

Сейчас же все достигло «апофигея технологичности» – механическая связь заслонки с педалью газа исчезла в принципе, и все команды – как от ноги водителя, так и от сервисных систем – дроссель получает лишь при посредничестве блока управления двигателем. Причин тому – три:

  • Экологические требования;
  • Рост экономии топлива;
  • Удобство в реализации множества современных функций автомобиля.

Электронный дроссель в наши дни

Итак, прямая связь дроссельной заслонки с педалью упразднена полностью и окончательно. Как я уже говорил, нажатием на педаль мы отправляем сигнал в блок управления, а тот в свою очередь анализирует обстановку и множество параметров, а затем отдает команду на подачу воздуха. При этом надо сказать, что за добрый десяток лет развития тандема электронной педали газа и электронного дросселя в его современном понимании система благополучно переросла ряд детских болезней – как чисто физических, так и софтовых.

Изнашивающиеся скользящие контакты датчиков положения заслонки вытеснила бесконтактная индуктивная связь, появилось множество новых функций – не настолько явных, чтобы занять строчку в техническом описании автомобиля, но в комплексе достаточно важных.

Статьи / Автосервис Трём как следует: как чистить дроссельную заслонку и зачем это нужно? Как бы ни старались менеджеры автосалонов и банков, но основная часть купленных в России автомобилей попала в руки новым хозяевам со вторичного рынка. И далеко не все эти средства передвижен… 93994 6 3 22.08.2016

Например, ход педали газа стал нелинейным, что позволило лучше контролировать автомобиль во время начала движения: при мощном моторе (где заслонка имеет большой диаметр) исчез риск избыточно резко рвануться вперед при легком касании педали – электронный дроссель в первой четверти хода педали газа реагирует намеренно вяло.

E-газ позволяет наиболее оптимально провести разгон на авто с турбированным двигателем, в значительной мере борясь с турбоямой и обеспечивая более ровное ускорение с низов. Е-газ поможет и при режиме «педаль в пол», когда в случае классической тросовой заслонки первые мгновения идет неоптимальное сгорание смеси, и теряются секунды на разгоне. Конечно же, нельзя не упомянуть эффективную систему автоматического управления тягой мотора для борьбы со сносами и проскальзываниями ведущих колес.

При этом, правда, нужно отметить, что поведение электронного дросселя на бюджетных машинах по-прежнему серьезно отличается от среднеценовых и, тем более, премиальных автомобилей. В «бюджетках» E-газ, к сожалению, излишне туповат, задумчив и не способствует получению истинного удовольствия от драйва.

Да еще порой и на безопасность влияет отрицательно – дроссель с неоптимальным управляющим программным обеспечением реагирует на нажатие педали с задержкой, выдавая момент на колесах тогда, когда уже поздно. При отсутствии систем стабилизации зимой на скользком покрытии и в повороте такая реакция машины способна свести на нет ваши традиционные навыки зимнего вождения и создать аварийную ситуацию…

Простота и сложность электронного дросселя

Обычно внедрение электроники сопровождается невероятным усложнением конструкции. В случае с дросселем все с точностью до наоборот! Вдумчиво изучив его, можно обнаружить, что он невероятно прост и лишен ряда хитрых технических решений, имевшихся прежде у классических дросселей с тросовым приводом. А уж старый добрый двухкамерный карбюратор по сравнению с E-дросселем – и вовсе сложнейший и дорогущий в производстве прибор эпохи «стимпанк»…

Во-первых, конечно же, E-дроссель не нуждается в регуляторе холостого хода – клапане подачи воздуха по тоненькому каналу, управляемому шаговым двигателем, который склонен к загрязнению картерными газами и нестабильной работе. В случае электронного дросселя клапан регулировки холостого хода исчезает – ХХ обеспечивается приоткрытием основной заслонки – ведь она и так электроуправляемая, а стало быть, прекрасно справляется с регулировкой оборотов, подстраиваясь под включенные потребители, температуру наружного воздуха и антифриза, и т.п.

Еще в систему холостого хода при классическом дросселе часто входили дополнительные байпасные воздушные каналы в обход заслонки, также весьма склонные к засорению. Эти каналы открывались не плавно, а по принципу «вкл/выкл», внешними электроклапанами – к примеру, для компенсации нагрузки на двигатель при включении кондиционера. В электронном дросселе это все тоже оказалось ненужным – компенсация просадки оборотов делается опять же самой дроссельной заслонкой.

Статьи / Практика Почему в главных бедах моторов не виноват плохой бензин? Я уже давно привык к тому, что отечественный бензин считают чуть ли не главной причиной всех проблем машин. Гаражные мастера с легкостью рассуждают о том, что бензин, дескать, не Евро-4-5, к… 131707 39 71 08.10.2015

Также у классического дросселя имелся подогрев антифризом от системы охлаждения, поскольку все вышеупомянутые тоненькие каналы в холодное время боялись обмерзания. В электронном дросселе, особенно если монтируется он на пластиковом впускном коллекторе, нужды в подогреве часто нет – штуцеры подвода и отвода антифриза из него исчезают.

Иначе говоря, электронный дроссель взял на себя сразу несколько функций, до предела упростив свою механическую часть.

Да, по «механике» ломаться стало практически нечему – настолько все там просто и примитивно: простейший электромоторчик, который через пару пластиковых, но достаточно крепких шестеренок связан с осью заслонки, да возвратная пружина на той же оси.

Собственно, даже вопрос периодической чистки дросселя заметно снизил свою актуальность после избавления от системы узких байпасных каналов. Однако существенно усложнилась электронная часть, преподносящая порой сюрпризы – как объяснимые, так и совершенно загадочные и беспричинные.

Проблема заключается в том, что электронная плата дросселя, являющаяся, по сути, только сдвоенным датчиком, отслеживающим положение и динамику открытия заслонки, зачастую неремонтопригодна и отсутствует в продаже. Если электродвигатель при подаче диагностических 12 вольт ровно жужжит, редукторные шестеренки не имеют повреждений и заеданий, а в проводке от заслонки к ЭБУ нет плохих контактов, может потребоваться замена дроссельной заслонки в сборе. Увы.

И вот тут-то многие могут столкнуться с неприятным сюрпризом. На Лада Гранта этот узел в сборе стоит 5 000 рублей, что немало, но в целом подъемно, а на Volkswagen Polo Sedan – 25 000 рублей… Такая сумма способна пробить серьезную дыру в бюджете, а расстройства добавит тот факт, что обе детали, за 5 и за 25 тысяч рублей, технически почти идентичны, но конструктивно и программно несовместимы.

Что делают «jetter», «шпора» и «бустер педали газа»?

Говоря об электронном дросселе, этот класс устройств нельзя не упомянуть. Под такими названиями известен популярный гаджет для машин с E-газом, который, по словам . «Джеттер» – небольшая коробочка, включающаяся в цепь между педалью газа и блоком управления двигателем и искажающая сигнал педали так, чтобы заставить ЭБУ думать, что «тапка в полу», когда вы лишь слегка коснулись акселератора.

Статьи / Практика Ремонт блока цилиндров: как это делается Блок цилиндров на первый взгляд может показаться деталью простой: чугунный корпус с цилиндрами — и только. Однако и здесь есть целый комплекс тонких нюансов: зеркало цилиндра, хон, плоскость… 22127 0 17 19.10.2016

На самом деле, ни скорости, ни динамики эти гаджеты не добавляют и добавить не могут. Они просто меняют электромеханическую характеристику педали акселератора. Характеристика педали всегда нелинейна – изначально электронная педаль чаще всего настроена так, чтобы в первой половине хода быть малоотзывчивой, выдавая четверть мощности двигателя, а за оставшуюся половину выдавать остальные три четверти. Это, безусловно, весьма упрощенное описание, цифры тоже условны, но суть именно такова. «Джеттер» же меняет заводскую характеристику «наизнанку» – педаль начинает выдавать почти всю мощность двигателя на первой половине хода, субъективно делая машину «резкой». Некоторый эффект действительно ощутим, особенно при первом сравнении, но надо понимать, что ничего такого, чего бы нельзя было сделать ногой без применения электронной «примочки», не происходит.

Собственно говоря, программные аналоги «джеттера» давно имеются во многих автомобилях высокого класса. Там это называется переключением режимов вождения, под которыми понимается управление настройками двигателя, КПП и иногда – шасси, если в нем имеются управляемые амортизаторы. Смена режима «нормал» на «спорт» (названия могут быть иными в авто разных марок и моделей) включает в себя наряду с изменением массы других настроек и коррекцию характеристики педали газа, как это делает и «джеттер».

Заслонка изнутри

Перед нами дроссельная заслонка Volkswagen Polo Sedan. Машина приехала на сервис с жалобой на неадекватное поведение педали газа, горящий «чек» и двигатель, явно не развивающий положенную мощность. Диагностика выявила неисправность дроссельной заслонки, которая и была заменена по гарантии. Никаких более глубоких причин выхода её из строя дилерский сервис искать не стал, поскольку подобные процедуры не предусмотрены регламентом. Пользуясь случаем, на примере «приговоренной» заслонки изучим её устройство и попробуем обнаружить неисправность. Ведь гарантия сохранилась не у всех!

Снаружи на дросселе видны четыре отверстия, через которые болты притягивают дроссель к коллектору, небольшой зазор в закрытом состоянии для поступления в цилиндры воздуха в режиме холостого хода, а также логотип итальянского производителя Magneti Marelli. Кстати, одной из старейших в мире компаний, производящих автомобильную электронику.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Вот электрический разъем – по нему на электромоторчик заслонки приходит с блока управления сигнал на поворот заслонки на тот или иной угол, а обратно передается информация о положении.

Механическая часть редуктора прячется под влагозащищенной крышкой с эластичной прокладкой, которую удерживают несколько тугих пружинных скобок-защелок. Снимаются они отверткой.

Крышка снята – под ней виден механизм редуктора. Трехлопастной «пропеллер» из тонких металлических проводников на шестеренке – это своего рода ротор «генератора». А катушка, выполненная в виде печатных проводников на электронной плате строго напротив ротора, – статор этого «генератора». Сам «генератор» является датчиком, вырабатывающим слабые сигналы, говорящие о характере вращения оси дроссельной заслонки.

Смысл такой сложной конструкции – в избавлении от ненадежных скользящих контактов, которые были на первых электрических дросселях. Современный датчик, работающий по принципу «генератора», – полностью бесконтактный и не имеет изнашивающихся частей.

Особенность механизма заслонки – работа при полном отсутствии смазки, которая способна замерзнуть или, наоборот, – отвердеть, высыхая. Шестерни практически не имеют выработки – их состояние можно назвать безупречным, как и чистоту внутри корпуса. Очевидно, что ни влага, ни пыль в корпус заслонки не попадали!

Моторчик легко проверить, просто подав на него 12 вольт – как на отключенный от редуктора, так и на соединенный с шестернями. Это покажет отсутствие заеданий в механизме. Жужжит! А если бы не жужжал, то мотор можно легко извлечь и заменить – китайцы торгуют ими примерно по 1 000 рублей.

Главный электронный модуль (на плате которого, кстати, помимо лого Magneti Marelli стоит маркировка Hella), увы, проверить на дефекты вряд ли удастся. Отсутствие сигнала читается, а вот причина отсутствия – неясна…

В общем-то, на стадии диагностики электронного модуля и наступает тупик. Все остальные части механизма дросселя исправны и целы – нет обратной связи по положению от одного из датчиков. Плата требует замены – это было бы не слишком сложно, будь возможность её приобрести.

Нельзя, правда, не упомянуть, что некоторое время назад на форумах владельцев Polo Sedan бурно обсуждался массовый выход дроссельных узлов из строя из-за окисления залитых в пластик контактных линий, идущих от платы к внешнему разъему – из-за этого ближние друг к другу контакты замыкались между собой.

Самодельщики разработали несложную технологию устранения контакта там, где его быть не должно, доступную многим буквально на кухонном столе. Но эта история несколько лет как сошла на нет (видимо, она была связана с нарушением техпроцесса при производстве определенной партии дроссельных узлов), и в нашем случае характерных признаков обнаружить не удалось. Да и дроссель принадлежал машине, выпущенной значительно позже проблемных лет.

В итоге дорогостоящий узел все же отправился в утиль, оставив владельца в недоумении от разницы цен на фольксвагеновский и вазовский дроссели, а также с чувством облегчения от того, что дефект проявился до истечения гарантийного срока.

Опрос

Бывали ли у вас проблемы с электронным дросселем?

Ваш голос

Всего голосов:

Ссылка на основную публикацию
Похожее